Уходящий год стал Годом учителя после указа президента Российской Федерации, подписанного еще в марте 2009-го. Тогда же был создан специальный организационный комитет, который возглавил премьер-министр Владимир Путин. "Роль школьного учителя переоценить невозможно, этой сфере системы образования уделяется особое внимание",— заявляли в Минобрнауки, подчеркивая, что Год учителя должен стать переломным в формировании позитивного образа учителя в обществе. Для этого специалисты ведомства разработали целый ряд предложений, которые позже вошли в план проведения Года учителя.
Во-первых, предлагалось усовершенствовать критерии профессиональной деятельности учителя и детализировать способы ее оценки. Представители Минобрнауки неоднократно заявляли, что общество должно требовать от педагога постоянного развития, перехода на новый уровень: учить может только тот, кто постоянно учится сам. Современный учитель должен отвечать на вызовы времени, быть в курсе последних научных и технических достижений, поэтому необходимо было отработать четкий механизм оценки деятельности педагога.
Также в Год учителя предполагалось развить профессиональное сообщество, наладить общение педагогов, обеспечить обмен опытом. Для этого планировалось провести круглые столы, открытые обсуждения с участием лучших педагогов и ведущих экспертов. Ключевую роль в этом процессе должен был сыграть конкурс "Учитель года" — способ выделить и поощрить наиболее активных педагогов, продемонстрировать их работу как пример для всего сообщества.
И, конечно, высокий статус учителя должны были подчеркнуть предложенные в плане "новые механизмы финансово-экономического стимулирования и социальной поддержки".
Привлечь внимание общества
Для лучшей координации мероприятий были созданы интернет-страница Года учителя (http://www.openclass.ru/2010) и официальный сайт пресс-центра Года учителя (http://www.uchitel2100.interfax.ru). На этих сайтах были размещены региональные планы мероприятий Года учителя, публиковалась вся информация о событиях, прошедших на всех уровнях. Кроме того, на сайте "Открытый класс" проводились специализированные мастер-классы, акции и дискуссии.
Определенную часть заявленных задач организаторам удалось решить в течение года. В январе президент Дмитрий Медведев подписал указ о денежном поощрении лучших учителей. Раньше — с 2006 года по текущий — каждый год 10 тыс. учителей получали госпремии в размере 100 тыс. руб. каждый. В 2010 году по итогам конкурса 1 тыс. лучших педагогов России получили по 200 тыс. руб. каждый. Больше всего победителей нашлось в Краснодарском крае: там были отмечены 42 учителя. Немного уступили Москва (41 победитель) и Московская область (39 награжденных).
Вообще в течение года прошли самые разные педагогические конкурсы и мероприятия. Среди студентов педагогических вузов прошла командная олимпиада "Ломоносов": молодые преподаватели могли разработать любой проект, с помощью которого показывали свое умение учить. В этом дружеском состязании лучшими стали студенты Челябинского государственного педагогического университета. Более 200 тыс. школьных выпускников 2010 года получили специальные значки и дипломы "Выпускник Года учителя". В целом ряде регионов школьники высадили аллеи Славы учителей: рядом с деревьями были установлены стенды с рассказами о любимых преподавателях.
Пресс-центр Года учителя провел отдельный конкурс по информационной поддержке специалистов по связям с общественностью региональных и муниципальных органов управления образованием. Популярный сайт "Большая перемена" объявил творческий конкурс "Лучшая фотография с эмблемой Года учителя".
К теме Года учителя подключились и другие ведомства. Так, Минкультуры РФ ввело специальную номинацию "Лучший преподаватель детской школы искусств" в свой традиционный конкурс "Молодые дарования России". А в Госдуме наградили победителей Всероссийского конкурса социальной рекламы "Новый взгляд", где была создана отдельная номинация "Призвание — Учитель". Год учителя попал даже в КВН: он стал темой финальной игры Всероссийской юниор-лиги.
Но главным мероприятием стал Всероссийский конкурс "Учитель года России". В нем приняли участие победители регионального этапа из 76 субъектов Российской Федерации. Во второй раз за историю конкурса у него оказалось сразу два победителя: Андрей Гарифзянов работает учителем биологии и химии в Волхонщинской средней школе в Тульской области, а Михаил Случ преподает математику в московской школе N 1060. 5 октября в Государственном Кремлевском дворце на торжественном мероприятии им вручили главные призы конкурса — "Больших хрустальных пеликанов". В свою очередь, пять лауреатов конкурса, получивших "Малых хрустальных пеликанов", приняли участие в "Круглом столе образовательных политиков", где смогли побеседовать с министром образования и науки Андреем Фурсенко.
В Год учителя были подведены итоги развития не только школьного образования. За десять лет (с 2000 по 2010 год) количество дошкольных учреждений в России увеличилось более чем на 5 тыс.— с 51,3 тыс. в 2000 году до 56,7 тыс. в 2010-м. Воспитанников в этих учреждениях по сравнению с 2000 годом стало на 1,1 млн больше: сейчас их около 5,3 млн.Текущие проблемы российского образования в Год учителя не ушли на второй план — напротив, нормативная база общего и профессионального образования серьезно обновилась. Президент России Дмитрий Медведев окончательно утвердил национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", которую представил еще в 2009-м. В течение года были разработаны новые образовательные стандарты, вышел новый механизм аттестации педагогических работников, подготовлен и отправлен на общественное обсуждение в интернете законопроект "Об образовании в Российской Федерации".
Отдельно в Минобрнауки отмечают разработанную вместе с регионами программу по привлечению выпускников педагогических вузов в школы, которые испытывают нехватку кадров. В рамках этой программы 1 тыс. молодых специалистов, которые приедут работать в регионы, получат по 500 тыс. руб. от государства за два года преподавания. При этом субъекты могут предоставить дополнительную поддержку такому специалисту: в Татарии, Бурятии, Чечне, Забайкальском крае, Архангельской и Волгоградской областях местные власти начали помогать молодым учителям в решении жилищных проблем.
Сейчас ведется работа по подготовке конкурса среди перспективных выпускников вузов на получение господдержки для работы в школах. База вакансий для таких выпускников уже практически готова к запуску.
Сейчас специалисты Минобрнауки продолжают разработку механизма повышения квалификации всех работников образования — он должен учитывать индивидуальные потребности преподавателей, тиражировать опыт лучших.
Однако часть поставленных задач могут решить только субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления. Например, только у них есть полномочия по выделению субвенций местным бюджетам на обеспечение права граждан на получение общего образования. Сюда же относится и оплата труда работников образовательных учреждений. В свою очередь, Минобрнауки ведет с субъектами информационную и методическую работу по введению нормативного подушевого финансирования школ и новой системы оплаты труда (НСОТ). Согласно этим программам, заработная плата учителей должна зависеть не только от объемов временной нагрузки учителя, но и от сложности и интенсивности его труда. При этом существует возможность получения надбавок, доплат, коэффициентов, которые учитывают особенности обучающихся и многое другое. Например, целый ряд выплат распределяется с участием школьных советов.
"В Республике Алтай, Еврейской автономной области, Калининградской области, Республике Северная Осетия — Алания средняя зарплата учителей школ, перешедших на НСОТ, превысила среднюю по региону",— говорится в заявлении ведомства. В поддержку своей позиции Минобрнауки ссылается на данные Росстата, согласно которым в Липецкой области среднемесячная заработная плата учителей в октябре 2009 года по сравнению с октябрем 2007 года возросла на 16,2% и составила 9451 руб. В Мордовии зарплата увеличилась на 26% (7651 руб.), в Псковской области на 43% (11 991 руб.), в Ростовской области — на 37,7% (11 760 руб.).
По данным Росстата, с 2000 года ежегодно увеличивалась и среднемесячная номинальная заработная плата работников системы образования. В 2000 году она составляла 1240,1 руб., в 2005-м — уже 5429,7 руб., а в 2008-м — 11 316,8 руб. Быстрее всего зарплата учителей росла в Центральном федеральном округе — с 10 649 руб. в 2007 году до 18 242 руб. в 2009-м. В Приволжском федеральном округе учителя в 2007 году получали 7086 руб., а в 2009-м уже 10 865 руб. В Дальневосточном федеральном округе эта сумма выросла с 13 520 до 19 293 руб.
В начале прошлого года в 38 регионах все школы работали по принципам НСОТ, а к концу года таких регионов стало уже 48. Ожидается, что уже в 2011 году на НСОТ перейдет и Москва.
По данным Минобрнауки, заработная плата учителей в регионах сейчас сильно отличается — от 5-6 тыс. до 30-40 тыс. руб. Это зависит от местных особенностей, например региональных коэффициентов или бюджетной обеспеченности региона. Как утверждают в Минобрнауки, введение механизма НСОТ и подобных программ позволило значительно поднять заработную плату учителей: в школах, перешедших на НСОТ, среднегодовая зарплата учителей возросла более чем в полтора раза по отношению к 2006 году. Причем введение НСОТ должно обеспечивать рост заработной платы независимо от системы стажа, что увеличивает оплату работы молодых специалистов, а значит, способствует их привлечению в школы.
http://www.eduhelp.info/page/zavershenie-pechalnogo-goda-uchitelja