Информация об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Прикубанского района.
Основными направлениями деятельности районного отдела образования за последнее время стало создание условий, обеспечивающих свободу педагогического творчества, психологическую поддержку инноваций в учреждениях образования района. Инновационная деятельность способствует внедрению новых педагогических идей, стимулирует рост мастерства учителей.В настоящее время эта работа осуществляется по следующим направлениям:
- апробирование новых технологий, учебников;
- обновление содержания, методов и форм обучения и воспитания;
- разработка авторских программ.
С целью совершенствования научно-исследовательской и инновационной деятельности, экспериментальной работы в системе образования района, регулирования нормативно-правовых, организационно-экономических отношений, возникающих в связи с реализацией социально-педагогических инициатив, направленных на создание новой практики образования, при районном отделе образования был создан экспертный совет. Разработаны:
- Положение об организации опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности;
- Положение о муниципальной экспериментальной площадке;
- Положение о районном экспертном совете;
- критерии оценки проекта и результатов экспериментальной и инновационной деятельности.
В настоящее время в районе функционирует 1 республиканская экспериментальная площадка «Интернет технологии и углубленное изучение английского языка во внеклассной работе» (учитель английского языка МОУ «СОШ п. Кавказский» Гукова А.А.). На базе 6 школ района созданы муниципальные экспериментальные площадки.
В МОУ «СОШ №1 а. Псыж» ведется эксперимент по программе «Здоровый ребенок».В МОУ «СОШ п. Майский» в режиме эксперимента организована предшкольная подготовка и дошкольное воспитание детей. По проблеме «Формирование исследовательской компетентности в условиях профильного обучения» с этого года ведется эксперимент в МОУ «СОШ с. Дружба». С целью распространения опыта работы в школе были проведены районный семинар директоров и семинар для педагогов учреждений образования КЧР.
Также в этом учебном году начата экспериментальная работа МОУ «СОШ с. Знаменка» «Содержательные компоненты инновационного образования в условиях сельской школы». МОУ «СОШ № 1 а. Псыж», МОУ «СОШ п. Майский», МОУ «СОШ п. Кавказский», МОУ «СОШ с. Дружба», МОУ «СОШ с Знаменка» являются победителями конкурса лучших школ в рамках ПНПО. «Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования» - тема инновационной работы Муртазовой З. М., учителя географии МОУ «СОШ № 2 а. Псыж». Учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Привольное» Бердиева Т.Т. работает над проблемой «Патриотическое воспитание на основе краеведения с использованием ресурсов сети Интернет». «Проблемно - поисковое обучение в процессе преподавания истории и обществознания как этап личностного становления и роста школьников» - проблема исследования Гречкиной Е.А., учителя истории МОУ «СОШ п. Майский», победителя районного конкурса «Учитель года-2007». Организацией исследовательской деятельности с младшими школьниками занимается учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Октябрьский» Бедраева Л.У.
Хачирова Л.Т., учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Чапаевское» разрабатывает проблему «Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов». Айбазова Ф.У., учитель биологии МОУ «СОШ с. Дружба», кандидат биологических наук, занимается проблемой использования ресурсов Интернет в системе онлайн технологий и дистанционного обучения. «Использование новых технологий, форм и методов обучения с целью формирования устойчивой мотивации при изучении биологии» - направление инновационной деятельности Харатоковой Л.М., учителя МОУ «СОШ а. Кара-Паго». Учитель географии МОУ «СОШ п. Кавказский» Лучкина Н.М., победитель конкурса «Учитель года-2006» проводит эксперимент «Использование новых технологий в экологическом воспитании и образовании»
Учитель информатики и физики МОУ «СОШ с. Дружба» Урусов Х.Х. разрабатывает тестовые программы на языках Турбо Паскаль и DELPHI для оценивания результатов обученности учащихся по информатике, так же работает над темой «Использование программных средств и обработка результатов выполнения фронтальных лабораторных работ на компьютерах на уроках физики». «Использование мультимедийных средств при обучении физике, развитии ведущих учебных умений» - тема инновационной деятельности учителя физики МОУ «СОШ с. Николаевское» Кечеруковой С.С.
Учитель русского языка МОУ «СОШ с. Николаевское» Чотчаева К.А. работает над проблемой «Дифференцированное обучение как средство повышения интереса к урокам русского языка в сельской школе». Формированием исследовательской и поисковой деятельности учащихся на уроках абазинского языка и литературы занимается Урунова Л.М., учитель МОУ «СОШ № 1 а. Псыж», победитель конкурса 2006 г. В МОУ «СОШ с. Светлое» учитель карачаевского языка Текеева А.Э. ведет эксперимент «Воспитание учащихся на традициях и обычаях народов КЧР»
Темы «Развитие исследовательского мышления учащихся на уроках географии посредством интеграции проектного метода с использованием ИКТ», «Система самостоятельных и практических работ с использованием компьютерных технологий в школьном курсе географии как средство повышения интеллектуальной активности учащихся» разрабатывает Симхова М. А., учитель географии МОУ «СОШ № 1 а. Псыж». Над проблемой «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и биологии» работает учитель МОУ «СОШ с. Знаменка» Каппушев И.И., победитель конкурса лучших учителей 2006 г.
«Использование фольклора на уроках музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий» - тема Ашибоковой З.С., учителя МОУ «СОШ № 2 а. Псыж», победителя конкурса 2007 г.
За всеми проводимыми экспериментами и инновациями закреплены кураторы - специалисты отдела образования, районного методического кабинета. Многие педагоги учреждений образования района большое внимание уделяют апробации и внедрению современных педагогических технологий, методов и форм управления образовательным процессом, разработке авторских программ.
При проведении консультаций и семинаров методисты РМК большое внимание уделяют пропаганде новых технологий, продвижению имеющихся в районе результатов инновационной деятельности. Так, на безе РМК третий год функционирует лекторий «Современные образовательные технологии». Постоянно проводятся презентации школ и мастер - классы педагогов, занимающихся экспериментальной и инновационной работой. Результаты инновационной и экспериментальной работы заслушиваются на методическом совете, используются при аттестации педагогов (одной из вариативных форм аттестации на первую квалификационную категорию является защита методической, образовательной программы.