Годовой план работы районного методического кабинета на 2008-2009г. учебный год

Подробнее

Анализ работы методического кабинета за 2007 – 2008 учебный год.

В 2007 – 2008 учебном году содержание и формы методической работы в районе определялись проблемой «Пути совершенствования организации образовательно-воспитательного процесса в условиях модернизации». Деятельность методического кабинета была направлена на обновление учебно-воспитательного процесса, улучшение качества образования. При поддержке методического кабинета образовательные учреждения района участвуют в реализации программ профильного обучения, в эксперименте по введению ЕГЭ, реализации проекта «Информатизация системы образования», реализации Приоритетного национального проекта «Образование» и в других региональных программах.

Основными задачами районного методического кабинета были:

- организация и методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров учреждений образования, содействие их творческому росту, профессиональной самореализации;

- изучение, анализ и оценка результативности образовательного процесса и состояния методической работы в учреждениях образования, обобщение и распространение педагогического опыта;

- создание системы информационно-методической поддержки внедрения нового содержания образования, использования новых педагогических технологий и средств обучения;

Основной целью деятельности методического кабинета является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, улучшение организации учебно-воспитательного процесса, обобщение и распространение передового педагогического опыта в образовательных учреждениях района, и, в конечном счете - повышение эффективности и качества педагогического процесса.

Одним из приоритетных направлений деятельности методического кабинета является оказание методической поддержки образовательным учреждениям по совершенствованию их деятельности.

Районный методический кабинет строит свою работу на основе диагностики образовательно-воспитательного процесса, методической работы в учреждениях образования. В районе создана определенная система методической работы. Большое значение методический кабинет придает формированию сети методических объединений в учреждениях образования Прикубанского муниципального района. Во всех учреждениях образования района функционируют методические объединения учителей начальных классов и классных руководителей. В 17 школах работали МО гуманитарного цикла, в 16 – естественно – математического цикла, в 5 – учителей иностранного языка, в 11 – учителей русского языка, в 6 – химии, биологии, географии, в 7 – воспитателей ГПД, в 7 – родного языка, в 4 – математики. В прошедшем учебном году работали районные методические объединения учителей физкультуры, преподавателей ОБЖ, психологов. Созданы 11 районных ассоциаций учителей - предметников.

РМО, ассоциации учителей - предметников действуют в соответствии утвержденными Положениями и обеспечивают реализацию целей и задач, стоящих перед районным методическим кабинетом. Координирует их работу Методический Совет. Деятельность методических структур отличается многообразием направлений, приоритетными из которых являются:
- методическое, информационное обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
- совершенствование учебно-методических и дидактических материалов, обеспечивающих учащимся получение качественного образования;
- дифференциация обучения на основе индивидуальных особенностей личности ученика и требований управления качеством образования;
- методическое обеспечение реализации программ информатизации образовательных учреждений.

В районе прочно закрепились такие формы методической работы как:
- тематические семинары;
- семинары практикумы;
- мастер - классы;
- презентации;
- круглые столы;
- смотры – конкурсы;
- консультации;
- творческие отчеты;
- методические выставки;
- конкурсы профессионального мастерства;
- лекции и др.

Методические объединения учителей начальных классов большое внимание уделяли развитию речи учащихся. Для этого использовались разнообразные приемы обогащения словарного запаса детей. Большое внимание уделялось разработке дидактического материала. По результатам проверок РМК успеваемость по чтению составила – 94%, качество знаний – 88%. По русскому языку -78,3% и 39,2%, что значительно ниже, чем в прошлом году. По математике успеваемость составила 95,4%, уровень обученности - 49,7%.

Вместе с тем МО начальных классов недостаточно уделяли внимание вопросам предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся, использования методики работы с учащимися, пропустившими занятия.

Методические объединения предметов общественно – гуманитарного цикла большое значение придавали формированию общеучебных умений и навыков, использованию современных методик и технологий в проведении уроков.

Во всех школах прошли мероприятия, посвященные Году русского языка. В рамках Года русского языка на базе МОУ «СОШ с. Дружба» была подготовлена республиканская научно - практическая конференция «Роль национально - регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся». Учителя истории и обществознания большое внимание уделяли отбору содержания, форм и методов обучения, рассчитанных на разные категории учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей.

Вместе с тем, нет целенаправленной работы учителей над развитием творческого потенциала учащихся. Диагностика состояния и эффективности преподавания литературы в школах с неродным языком обучения показала, что развитие культуры чтения школьников - это серьезная проблема. Одной из задач, стоящей перед МО в настоящее время является поиск путей, стимулирующих чтение. Интересен в этом отношении опыт работы МОУ «СОШ с. Дружба, «СОШ с. Чапаевское», «СОШ № 2 а. Псыж». По родным языкам успеваемость составляет 100, качество знаний - 54%. По истории и обществознанию успеваемость составила 87,8%, качество знаний – 49,4% соответственно.

Учителя иностранного языка шире стали использовать на уроках приемы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, уделяют внимание созданию психологически комфортного климата на уроках, ситуации успеха.

Вместе с тем во многих школах учителя оценивают не уровень владения учащимися каждым видом речевой деятельности, а общее участие школьников в работе. При 100% успеваемости качество знаний по иностранным языкам составило 50%. На ЕГЭ по обществознанию при полной успеваемости на «4» и «5» выполнило работу 50% учащихся, по истории качество знаний составило 28,6%, успеваемость - 100%, по русскому языку - 28,5%, 81% соответственно.

Методические объединения учителей естественно – математического цикла большое внимание уделяют повышению качества проведения учебных занятий, на основе внедрения новых технологий, что позволяет значительно расширить самостоятельную работу школьников. Вместе с тем уровень подготовки школьников по предметам естественно – математического цикла остается недостаточным, о чем свидетельствуют результаты диагностики знаний учащихся и олимпиад. Так, в результате диагностики, проведенной районным методическим кабинетом по физике, при качестве знаний 35% успеваемость составила 74%,что на 26 % больше, чем в прошлом году. На «4» и»5» работу по математике выполнило 34% учеников, при успеваемости 87%.

По результатам эксперимента по введению единого государственного экзамена выпускники района показали следующие знания:
- по химии качество знаний – 63,6%, (на 0,6% выше, чем в прошлом году), успеваемость – 100%;
- по биологии качество знаний - 66,7% (больше на 5,7%), успеваемость– 100%, что на 7% больше, чем в прошлом году;
- по математике уровень обученности составил 43,5% (на 1,5% результат ниже прошлогоднего), успеваемость снизилась со 100% до 81,6%.

Методические объединения классных руководителей большое внимание уделяли патриотическому и экологическому воспитанию учащихся, применению здоровьесберегающих технологий. Для диагностики познавательных способностей воспитанников, анализа их социально-нравственных качеств МО в основном используют методы опроса, беседы, наблюдения, анкетирования. Недостаточно используются методы столкновения взглядов, позиций и др. Остается проблемной для многих школ оформление и использование результатов диагностики.

В 2007-2008 учебном году все школы работали по учебным планам, составленным на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КЧР. 16 школ района работают по учебным планам с русским (неродным) языком обучения, 2 с русским (родным) языком обучения и 3 с русским языком обучения (многонациональный состав). Во всех школах ведется иностранный язык со 2 класса, обществознание с 6 класса, информатика с 8 класса, ОБЖ с 8 класса. «Информатика и ИКТ» в 3 и 4 классах изучается в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология». В МОУ «СОШ п. Майский» изучается предмет «Экономика», в МОУ «СОШ п. Кавказский» - «Естествознание», в МОУ «СОШ п. Октябрьский» - «Этика», в МОУ «СОШ п. Кавказский» и «СОШ п. Майский» - «Ритмика». В МОУ «СОШ п. Майский» проводятся уроки по техническому творчеству, художественному вязанию, вокальному и сольному пению.

Большое внимание уделялось в учреждениях образования района альтернативным подходам к организации обучения. Так, в форме экстерната завершили обучение 17 учащихся этих школ, а на индивидуальном обучении находились 40 человек.

В 2007 – 2008 учебном году во всех школах в рамках эксперимента велась предпрофильная подготовка учащихся 9 классов. В МОУ «СОШ №1 и с. Чапаевское» в 11 классах введен социально - экономический профиль, в МОУ «СОШ №2 а. Псыж» в 10 а классе введен социально - гуманитарный профиль, в 10б и в 11 классах - социально-экономический, в МОУ «СОШ с. Дружба» работают филологический (10 кл.) и химико-биологический (11кл.) профильные классы.

В связи с тем, что в селах нет дошкольных учреждений в МОУ «СОШ п. Майский», «СОШ №1, №2 а. Псыж», «СОШ с. Счастливое», «СОШ с. Чапаевское», «СОШ с. Светлое», «СОШ с. Знаменка» открыто 11 дошкольных групп с девятичасовым пребыванием. В них имеют возможность получить дошкольное воспитание 211 детей. В МОУ «СОШ с. Николаевское», «СОШ с. Холоднородниковское», «СОШ с. Таллык», «СОШ с. Ильичевское», «СОШ с. Пристань», «СОШ п. Водораздельный», «СОШ п. Октябрьский», «СОШ с. Пригородное», «СОШ с. Привольное» открыто 10 классов предшкольной подготовки (115 детей) с трехчасовым пребыванием с целью подготовки детей к школе, создания условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

Педагогические коллективы школ работают в соответствии с методической проблемой района «Совершенствование организации образовательно-воспитательного процесса в условиях модернизации и реализации ПНПО». Так, педагогический коллектив МОУ «СОШ № 2 а. Псыж» работает над проблемой «Активизация творческой деятельности учащихся на уроках», МОУ «СОШ п. Октябрьский» над темой «Пути активизации творческой деятельности учащихся». МОУ «СОШ с Знаменка» решает проблему «Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся нетрадиционными формами и методами обучения». На заседаниях методического совета школы рассматривались вопросы «Методы изучения учебной мотивации учащихся», «Использование информационных технологий в аналитической работе учителя».

Проблему активизации познавательной деятельности учащихся решают педагогические коллективы СОШ с. Привольное», № 2 а. Псыж». Методическая проблема МОУ «СОШ №1 а. Псыж» - «Личностно - ориентированное обучение на основе педагогики сотрудничества. В МОУ «СОШ п. Октябрьский» изучались пути преодоления учебных перегрузок и повышения качества знаний на основе внедрения информационных технологий.

Проводится определенная работа по изучению и распространению опыта работы педагогических работников. Так, в течение года работали районные школы передового опыта:
- Тебуевой С.Ш., учителя истории СОШ с. Дружба по проблеме «Система работы учителя по проверке знаний учащихся»;
- Чотчаевой З.Ш., учителя русского языка СОШ с. Дружба «Использование инновационных методов в преподавании русского языка и литературы»;
- Хубиевой Т.М., учителя карачаевского языка СОШ с. Николаевское «Система работы учителя по формированию прочных знаний учащихся»;
- Кожуховской Л.Б., зам. директора по воспитательной работе «Система работы педагогического коллектива по эстетическому воспитанию учащихся»;
- Джуккаевой Л.М., учителя физики СОШ с. Светлое «Активизация познавательной деятельности учащихся»;
- Апсовой Ф.М., учителя биологии СОШ № 1 а. Псыж «Экономическое воспитание на уроках биологии».

Изучены и обобщены опыты работы:
- учителя математики СОШ с. Холоднородниковское Бостановой Х.М. по теме: «Применение педагогических технологий на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (теория поэтапного формирования умственных действий)»;
- учителя математики СОШ с. Ильичевское А.М. Тежаевой по теме: «Информационные технологии – основы эффективного обучения на уроках математики».

Опыты работы учителей математики МОУ «СОШ с. Светлое» Боташевой З.А «Развитие логического мышления учащихся с помощью системы развивающих заданий», начальных классов МОУ «СОШ п. Кавказский» Ильясовой И.Б. по теме «Экологическое воспитание школьников», заместителя директора по воспитательной работе МОУ «СОШ с. Таллык» Эдиевой Л.М. «Нравственное воспитание учащихся» были заслушаны на заседании методического совета РМК.

В соответствии с графиком в течение года проводились мастер - классы учителей, победителей конкурса лучших учителей предыдущих лет:
- Каппушева И.И., учителя географии СОШ с. Знаменка;
- Уруновой Л.М., учителя абазинского языка СОШ № 1 а. Псыж;
- Гуковой А.А., учителя английского языка СОШ п. Кавказский;
- Ашибоковой З.С., учителя музыки СОШ № 2;
- Бедраевой Л.У., учителя начальных классов СОШ п.Октябрьский.

Основными направлениями деятельности РМК за последнее время стало создание условий, обеспечивающих свободу педагогического творчества, психологическую поддержку инноваций в учреждениях образования района. Инновационная деятельность способствует внедрению новых педагогических идей, стимулирует рост мастерства учителей.

В настоящее время эта работа осуществляется по следующим направлениям:
- апробирование новых технологий, учебников;
- обновление содержания, методов и форм обучения и воспитания;
- разработка авторских программ.

С целью совершенствования научно-исследовательской и инновационной деятельности, экспериментальной работы в системе образования района, регулирования нормативно-правовых, организационно-экономических отношений, возникающих в связи с реализацией социально-педагогических инициатив, направленных на создание новой практики образования, при районном отделе образования был создан экспертный совет.

Разработаны:
- Положение об организации опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности;
- Положение о муниципальной экспериментальной площадке;
- Положение о районном экспертном совете;
- Критерии оценки проекта и результатов экспериментальной и инновационной деятельности.

В настоящее время в районе функционирует 1 республиканская экспериментальная площадка «Интернет технологии и углубленное изучение английского языка во внеклассной работе» (учитель английского языка МОУ «СОШ п. Кавказский» Гукова А.А.). На базе 6 школ района созданы муниципальные экспериментальные площадки.

В МОУ «СОШ № 1 а. Псыж» ведется эксперимент по программе «Здоровый ребенок».

В МОУ «СОШ п. Майский» в режиме эксперимента организована предшкольная подготовка и дошкольное воспитание детей. С целью распространения опыта работы в школе были проведены районный семинар директоров и семинар для педагогов учреждений образования КЧР.

Учитель географии МОУ «СОШ п. Кавказский» Лучкина Н.М., победитель конкурса «Учитель года-2006» проводит эксперимент «Использование новых технологий в экологическом воспитании и образовании».

В МОУ «СОШ с. Светлое» учитель карачаевского языка Текеева А.Э. ведет эксперимент «Воспитание учащихся на традициях и обычаях народов КЧР».

По проблеме «Формирование исследовательской компетентности в условиях профильного обучения» с этого года ведется эксперимент в МОУ «СОШ с. Дружба».

Также в этом учебном году начата экспериментальная работа в МОУ «СОШ с. Знаменка» по проблеме «Содержательные компоненты инновационного образования в условиях сельской школы».

«Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования» - тема инновационной работы Муртазовой З. М., учителя географии МОУ «СОШ № 2 а. Псыж». Хачирова Л.Т., учитель начальных классов МОУ « СОШ с. Чапаевское» разрабатывает проблему «Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов».

Учитель информатики и физики МОУ «СОШ с. Дружба» Урусов Х. Х. разрабатывает тестовые программы на языках Турбо Паскаль и DELPHI для оценивания результатов обученности учащихся по информатике, так же работает над темой «Использование программных средств и обработка результатов выполнения фронтальных лабораторных работ на компьютерах на уроках физики». Айбазова Ф.У., учитель биологии МОУ «СОШ с. Дружба», кандидат биологических наук занимается проблемой использования ресурсов Интернет в системе онлайн технологий и дистанционного обучения. «Использование мультимедийных средств при обучении физике, развитии ведущих учебных умений» - тема инновационной деятельности учителя физики МОУ «СОШ с. Николаевское» Кечеруковой С.С.

Учитель русского языка МОУ «СОШ с. Николаевское» Чотчаева К.А. работает над проблемой «Дифференцированное обучение как средство повышения интереса к урокам русского языка в сельской школе».

Темы «Развитие исследовательского мышления учащихся на уроках географии посредством интеграции проектного метода с использованием ИКТ», «Система самостоятельных и практических работ с использованием компьютерных технологий в школьном курсе географии как средство повышения интеллектуальной активности учащихся» разрабатывает Симхова М.А., учитель географии МОУ «СОШ №1 а. Псыж».

«Использование новых технологий, форм и методов обучения с целью формирования устойчивой мотивации при изучении биологии» - направление инновационной деятельности Харатоковой Л.М., учителя МОУ «СОШ а. Кара-Паго».

Учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Привольное» Бердиева Т.Т. работает над проблемой «Патриотическое воспитание на основе краеведения с использованием ресурсов сети Интернет».

«Проблемно - поисковое обучение в процессе преподавания истории и обществознания как этап личностного становления и роста школьников» - проблема исследования Гречкиной Е.А., учителя истории МОУ «СОШ п. Майский», победителя районного конкурса «Учитель года-2007».

Над проблемой «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и биологии» работает учитель МОУ «СОШ с. Знаменка» Каппушев И.И., победитель конкурса лучших учителей 2006 г.

Организацией исследовательской и поисковой деятельности учащихся на уроках абазинского языка и литературы занимается Урунова Л. М., учитель МОУ «СОШ №1 а. Псыж», победитель конкурса лучших учителей 2006 г.

«Использование фольклора на уроках музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий» - тема Ашибоковой З.С., учителя МОУ «СОШ № 2 а. Псыж», победителя конкурса лучших учителей 2007 г. Организацией исследовательской деятельности с младшими школьниками занимается учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Октябрьский» Бедраева Л.У., победитель конкурса лучших учителей 2007 г.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 207 гостей и нет пользователей