Дистанция огромного размера

Рыться в чужих карманах – занятие, конечно, неблагодарное. Но когда речь заходит о доходах чиновников, ничего зазорного в нём нет. Живут-то они на деньги налогоплательщиков, и граждане, стало быть, имеют полное право знать, кому, за что и сколько они платят.

Время от времени Росстат информирует общественность о заработных платах государственных служащих. Население читает и делает выводы.

Итак, по данным статистического ведомства, среднемесячная зарплата федеральных чиновников (в основном центрального аппарата) в прошлом году составила 60,7 тысячи рублей. По сравнению с позапрошлым годом рост на 4,3 процента. При внимательном ознакомлении с зарплатой работников министерств и ведомств возникает масса вопросов. Во-первых, почему она столь высока на фоне средней заработной платы по стране, которая составляет около 21 тысячи рублей в месяц. Ни в одном секторе экономики в прошлом году не была зафиксирована цифра в 60 тысяч рублей. Лишь зарплата нефтяников, газовиков да финансистов смогла приблизиться к планке в 40–47 тысяч рублей в месяц.

Во-вторых, почему зарплата чиновников так далеко оторвалась от заработков других работников, получающих деньги из государственной казны: учителей, врачей, воспитателей детсадов, библиотекарей – всех так называемых бюджетников, чья роль в государстве является не менее важной. Среднемесячная начисленная зарплата (без социальных выплат) бюджетников, по данным Росстата, в ноябре прошлого года составила 14 314 рублей. В Центральном федеральном округе учителя и врачи, за исключением столичного региона, получают в среднем десять тысяч рублей. «Прямо скажем, не густо», – был вынужден признать премьер-министр Владимир Путин, выступая недавно на конференции «Единой России» по стратегии развития Центрального федерального округа. Только с 1 июня нынешнего года намечается индексация зарплат бюджетников на 6,5 процента, а осенью, как обещают, добавят ещё. Сколько – пока неясно. Но не вызывает сомнений, что за это же время заработки госслужащих вырастут намного больше и разница в доходах станет ещё более вызывающей. И хотя в декабре прошлого года был принят закон, приостанавливающий индексацию зарплат федеральных чиновников до 2014 года, их заработки всё равно увеличатся за счёт сокращения кадров. Как известно, 50 процентов высвободившихся средств направляется на материальное стимулирование.

Никто был бы не против роста зарплат чиновников, если бы между их окладами и заработками «простых» бюджетников не была, как сказал известный грибоедовский герой, «дистанция огромного размера». У врачей и учителей возникают вполне резонные предположения, что власть имущие, пользуясь своим положением, попросту препятствуют росту зарплат бюджетников – «конкурентов». Разумеется, чиновники не будут добровольно ограничивать себя в зарплатных аппетитах. А вот сократить эту дистанцию за счёт существенного повышения доходов бюджетников – в их силах. Однако новая система оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений, как показывает практика, пока не привела к росту доходов учителей и врачей.

Министерства даже между собой не могут договориться об общих правилах игры. В одном ведомстве «в меню лангусты», а в другом – «на столе пусто». Скажем, средняя зарплата в Минздравсоцразвития составляет почти 81 тысячу рублей, а в Минобрнауки – 43,2 тысячи. В Минрегионе и Федеральной налоговой службе – 70,6 тысячи и 70,9 тысячи соответственно, а сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний получают всего 30,2 тысячи рублей. Или взять доходы федеральных и региональных госслужащих. Тут тоже огромный перепад зарплат. Согласно данным Росстата за январь – сентябрь 2010 года, среднемесячная зарплата чиновников на местах составила более 27 тысяч рублей. Эти разрывы невольно приводят к мысли, что существуют некие непрозрачные механизмы формирования фондов оплаты в федеральных структурах власти.

Та же картина складывается и внутри министерств и ведомств. Если сравнить заработок рядового служащего и большого министерского начальника, то разница порой превышает все разумные пределы. Руководители могут получать в месяц от 100 тысяч рублей и выше, а подчинённые – 20–25 тысяч. Что мешает ввести строгую процентную зависимость оклада руководителя от среднего уровня заработной платы среди госслужащих? Или от минимального размера оплаты труда?

Одним словом, реформа заработной платы в стране уже давно стучится в дверь, но этот громкий стук пока никто не слышит. Или не хочет слышать?

http://www.pnp.ru/newspaper/20110311/5944.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 88 гостей и нет пользователей