ЕГЭ, которому в школе не учат

Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.

Осталось всего 10 дней до первого в этом году единого государственного экзамена. А 10 июня пройдет ЕГЭ по обществознанию. Этот предмет – стабильно третий по числу сдающих его выпускников. В чем секрет его популярности и можно ли сказать, что баллы, полученные на этом ЕГЭ, соответствуют уровню социальной зрелости старшего школьника?

Секрет успеха

Разгадка секрета популярности обществознания у выпускников школ проста: множество вузов учитывают ЕГЭ по этому предмету для поступления на свои факультеты. А так как среди модных специальностей (вопреки призывам становиться инженерами) продолжают лидировать юристы, экономисты, а еще – пиарщики и другие гуманитарии, многим выпускникам ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления в вуз.

По словам Анны Лабезниковой, руководителя федеральной комиссии разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по обществознанию, этот предмет выбирает примерно половина выпускников. При этом многие престижные вузы устанавливают чрезвычайно высокие проходные баллы ЕГЭ по обществознанию. Набрать их весьма непросто. Так, в прошлом году 100 баллов получили менее 30 человек на всю страну, нижнюю планку ЕГЭ не преодолели почти четыре процента.

Что нового в этом году в КИМах по обществознанию? Сокращено число заданий части "А" с выбором ответа. Если в 2004 году их было 38, то сейчас – 22. Считается, что тесты с выбором ответа в перспективе отпадут вообще.

Петр Гречко, завкафедрой социальной философии РУДН и член научно-методического совета Федерального института педагогических измерений по обществознанию, убежден: часть "А" совсем не примитивная. Но это большое искусство – создать хороший тест такого рода. Чтобы на вопрос "От чего горе у Чацкого?" не давали выбор ответов, типа: а) от несварения желудка и б) от ума.

Советы учителя

Что необходимо иметь при себе, чем можно пользоваться на экзамене, как правильно заполнять бланки

Учитель истории и обществознания школы №982 Игорь Артасов считает, что экзамен по обществознанию не представляет большой трудности для ребенка. И подготовиться к нему вполне можно без репетитора.

В части "А" – 22 вопроса. Из них 5 по правовой сфере, 5 по экономической, 4 по социологии, 4 по политологии и еще 4 – вопросы философские (человек и общество, культурология). Часть "Б" нацелена на проверку умений. Например, в логическом ряду идут термины по теме "законотворческие" или "политические процессы". Один термин пропущен, его надо назвать. Что касается части "С", то это, скорее, проверка умений, рассказывают преподаватели.

Существует специфика написания эссе по обществознанию. Человек должен увидеть проблему, которая заложена в теме, и раскрыть ее суть.

Сложнее всего детям даются общие, философские темы. Сложно для 17-18 лет. Все-таки философами обычно становились те, кто уже пожил и много узнал. Молодого философа воспитать трудно. Но, по мнению Игоря Артасова, изучать философию в школе хоть в малой степени, но нужно.

Дети придерживаются другой точки зрения: многие считают, что в ЕГЭ по обществознанию задания распределены неравномерно. Есть очень простые, а есть – слишком сложные. И выиграет тот, кому повезет. Сложные – это если для анализа попадется философский текст, а простые – если текст правовой или политологический. Второй вариант для них понятней.

На вопрос учителю, как ребятам в последний месяц готовиться к этому экзамену, Игорь Артасов посоветовал: нужно обратить внимание на экономику и право. Взять в руки учебник, справочник и повторять все конкретные моменты, которые могут пригодиться на экзамене. А эссе научиться писать за месяц невозможно – либо ты это умеешь, либо нет.

Что беспокоит специалистов

Петр Гречко в свою очередь считает, что школа учит одному, а ЕГЭ по обществознанию проверяет совсем другое. Так, школа не учит писать эссе. Так что в итоге его пишут безобразно. В то время как на Западе детей традиционно учат умению прочитывать текст и развивать свои мысли, в том числе на бумаге.

Обществознание должно быть своеобразным путеводителем, помогать социализироваться, адаптироваться во взрослой жизни, но этого-то как раз и не происходит.

Тому подтверждение – анализ экзаменационных ответов. Так, по словам замдиректора ФИПИ Ольги Котовой, каждый четвертый ребенок не знает, что для того, чтобы заверить документ, нужно пойти к нотариусу (дети выбирают ответы: пойти в суд, в ОВД…). Две трети и не подозревают о том, что при трудоустройстве заключается трудовой договор. Каждый четвертый не знает, в каких случаях нельзя вступать в брак (например, исключен брак между близкими родственниками).

И в политической жизни подростки не разбираются. Многие не догадываются о том, что законы принимают не политические партии, а законодательное собрание; треть всех детей не знает, что президент – глава государства; не понимают, чем Конституция отличается от простого закона.

Что касается более трудных заданий (написания эссе), то здесь все очень неблагополучно. Старшеклассники не способны выделить проблему из небольшого текста или высказывания. Не могут построить модель собственного ответа на вопрос. Половина детей не способна структурировать свою мысль (это демонстрирует задание по составлению плана своего ответа).

Может быть, это как раз тот случай, когда экзамен показывает, каким необходимым вещам не учат в нашей школе.

РИА Новости

http://www.rian.ru/analytics/20110516/375442069.html



Добавить комментарий


Войти на сайт

Новые комментарии

  • Владимир 1 год назад
    Согласен с Вами и спасибо за шикарную статью!

    Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас на сайте 58 гостей и нет пользователей