Эксперты описали идеальный детсад

Идеальный детский сад, по мнению экспертов, должен выглядеть так: группы по 10-12 человек, а в расписании - физкультура, рисование, музыка, лепка и прослушивание художественных произведений.

В марте будет представлен проект федеральных стандартов дошкольного образования. Эксперты считают, что он должен быть посвящен не тому, как учить маленького ребенка считать и писать, а тому, как его развивать с помощью физической культуры и искусства.

Наталья Тарасова, руководитель центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования Федерального Института развития образования (ФИРО) уверена, что специально обучать в детском саду чтению и письму не надо.

- Успешность ребенка в школе определяется его психологической готовностью, которая включает мотивацию учебной деятельности; способность произвольного регулирования деятельности и ответственное отношение к обучению, - говорит Тарасова.

Обязательно в программе должны быть музыка, рисование - все это надо прописать в стандарте.

А вот что касается отмены строгого распорядка дня, которого в целом нет в европейских дошкольных учреждениях, то в России отменять жесткий режим пока нельзя. Причина - в высокой наполняемости групп. Если за границей в группе находится 15-20 детей, то у нас - 23-30.

- При этом в наших детских садах нет целого ряда функциональных помещений (лабораторий, мастерских, студий), которые включены в пространство современных образовательных учреждений Германии, Бельгии, Голландии, Финляндии и других стран, - поясняет Наталья Тарасова.

А учитывая новую систему оплаты труда, которая теперь принята в детских садах, перспективы разгрузить группы и вовсе исчезли. Теперь принцип такой - чем больше детей в группе, тем выше зарплата.

Людмила Волобуева, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ признает, что подготовить стандарт по дошкольному образованию - непростая задача, поскольку стандарт должен четко описать ожидаемые результаты, что ребенок будет знать, уметь. А как это сделать применительно к малышам. Что там можно запланировать, когда личность только-только формируется?

- При этом мы прекрасно знаем, что у детей 3-7 лет ведущий вид деятельности игра, и темпы развития детей различны. Очень сложно определить для всех детей, какие знания, умения они должны получить, какими компетенциями овладеть. Я очень надеюсь, что в проекте не будет требования научиться в дошкольном возрасте читать или писать, хотя на это есть социальный заказ и от родителей, и от учителей. - говорит Людмила Волобуева.

Педагоги хотят, чтобы дети пришли в школу с определенными специальными умениями, но учителя знают, что развивать ребенка играя, гораздо сложнее, чем усадить его в классе за парту.

После принятия закона "Об образовании" и введения новой системы оплаты труда в детских садах, появилась необходимость разделить затраты на образование ребенка и содержание и уход.

- Это еще одна трудная задача. Содержание и уход - очень затратные, возможно, поэтому сейчас начались попытки сэкономить, организовав, к примеру, централизованное питание в детских садах. Новая система оплаты труда предполагает, что чем больше детей в группе, тем выше финансирование учреждения, но, по моему мнению, оптимальное число детей в группе - 10-12, - рассказала "РГ" Людмила Волобуева.

Что касается западного примера, то она обращает внимание на отсутствие серьезного медицинского контроля и недостатки в организации питания.

- Там нет такого медицинского контроля за детьми, иногда не организовано питание - дети приходят со своими обедами. В Голландии, например, медицинских работников в штате детского сада вообще нет. Раз в месяц приходит медсестра, которая осматривает детишек на педикулез, а если что-то не дай Бог случилось, воспитатели вызывают экстренную службу.

Зато в большинстве европейских стран образование с пяти лет является обязательным, и детские сады входят в состав школ. Нам в этом плане можно кое-чему и поучиться. Но все педагоги согласны - копировать полностью иностранный опыт нельзя - у нас слишком огромная страна. Если в европейской стране при введении новых программ, методик можно собрать сразу всех воспитателей и распространить хорошую идею, у нас на это уйдет не менее полгода. А результат порой бывает прямо противоположный ожидаемому.

Если педагоги имеют представление, как должно быть организовано в России дошкольное образование, то родители в смятении. По последним данным соцопроса "Фонда общественное мнение", 35 процентов родителей затруднились с оценкой своих детских садов и не знают, правильно ли там развивают их детей. Только 18 процентов оценили работу дошкольных учреждений на "хорошо". И большинство все же стремится всеми силами записать 5-6 летнего малыша в дошкольное отделение при школе, где уж точно учат читать и писать.

http://www.rg.ru/printable/2013/02/03/detsad-site.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 239 гостей и нет пользователей