Абанкина: госпрограмма "Развитие образования" не защищена от кризисов

Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы на прошлой неделе принята правительством РФ. В какой степени она реалистична и что может помешать ее выполнению, в интервью РИА Новости рассуждает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

- Ирина Всеволодовна, как вы оцениваете содержательные приоритеты окончательной редакции госпрограммы?

- Госпрограмма предлагает верные приоритеты: это увеличение доступности дошкольного образования, повышение качества школьного, информационная прозрачность и многое другое.

Относительно же качества образования сказано много, кроме главного. В России сейчас нет общего представления о качественном образовании - любого уровня. У всех заинтересованных в нем - работодателей, учителей, родителей, чиновников - свои представления. Так, госпрограмма основана на мнении, что вузы не дают качественных знаний, нужных для работы. А работодатели, судя по данным исследования, проведенного совместно Всемирным банком и Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ, жалуются на отсутствие у молодых работников не конкретных знаний, но социальных навыков: умения работать в команде, самостоятельно принимать решения, искать и анализировать информацию. То есть образовательные цели вузов и нужды работодателей расходятся, что негативно скажется на реализации госпрограммы. Сопротивление инициативам государства связано именно с разницей в ценностях различных групп, которую просто не хотят замечать.

И - госпрограмма излишне сфокусирована на школе, тогда как дошкольное, дополнительное и среднее профессиональное образование сейчас нуждаются во внимании больше.

- Некоторые эксперты, включая министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, утверждают, что для реализации заложенных в госпрограмму целей недостаточно финансирования.

- Она действительно рассчитана на очень экономное расходование средств. На поддержание существующего уровня денег должно хватить, но инвестиций в развитие уже не будет. Кроме того госпрограмма предполагает использование ресурса, который должен освободиться за счет оптимизации административного персонала образовательных учреждений и передачи части обслуживающих функций на аутсорсинг - предполагается, школы не будут держать часть обслуживающего персонала на постоянной основе. Для крупных городов это возможный вариант, но в малых городах и селах, скорее всего, одна муниципальная бухгалтерия будет обслуживать все школы. Не уверена, что это хороший путь. А ресурс оптимизации административного персонала, на мой взгляд, не так велик, чтобы на него рассчитывать.

- Как реализация госпрограммы координируется с финансовыми возможностями страны?

- Это самое интересное. Прежде всего, реализация госпрограммы никак не защищена законодательно от кризисов и дефолтов, а я бы не рассчитывала на семь лет безоблачного поступательного развития.

Программа слабо соотносится с прочим законодательством. Сейчас идет процесс принятия нового закона «Об образовании в РФ» - регионам и муниципалитетам будет передано еще больше полномочий по финансированию образования. Большинство субъектов и муниципалитетов не имеет средств на выполнение госпрограммы. Значит, им нужна будет помощь из федерального бюджета. Сейчас, допустим, повышение зарплат учителям поддерживалось за счет механизма бюджетной субвенции. Особенность его в том, что средства, поступившие таким образом, подлежат строго целевому использованию. Минфин предлагает ввести везде бюджетные трансферты. Их можно использовать любым способом. Допустим, направят из федерального бюджета трансферт в региональный - на поддержание и развитие школьного образования. Никто не сможет предотвратить использования этих средств для финансирования здравоохранения. Так что проблема даже не в объеме средств, а в том, что становится сложно их контролировать.

Наконец, в некоторых регионах - например, в Москве - уже приняты свои программы развития образования. Они не всегда в достаточной мере совпадают с госпрограммой. Так что же - регионам отменять свои программы и следовать государственной?

- Каковы перспективы реализации госпрограммы с учетом этих факторов?

- Вопрос в том, насколько государство сможет вовлечь многочисленных игроков образовательного поля для реализации своих целей, мотивировать их выполнять госпрограмму. Пока у меня есть здесь определенные сомнения. Общество пессимистично смотрит на образование. Показательно: недавно «Times» опубликовал очередной рейтинг 200 лучших вузов мира. Вместо того чтобы радоваться 250-му месту МИФИ или колоссальному рейтингу цитирования его ученых, у нас люди считают, что все плохо, потому что ни один наш вуз в эти 200 не попал. Это настроения населения, с которыми никто не работает. У регионов я тоже не вижу серьезного мотива заниматься выполнением госпрограммы.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 89 гостей и нет пользователей