Кому достанется место за партой

Анна Курская, РИА Новости

Волна дефицита, в которой раньше захлебывались московские детские сады, накрыла и школы. Дети, рожденные в годы недавнего демографического бума, идут в этом году в первый класс. Однако число школ не увеличилось пропорционально количеству учеников, и вряд ли в ближайшее время это произойдет. Родители будущих первоклассников составляют списки и собираются проводить ночь на 1 апреля в очереди, чтобы первыми записать своих детей в школу.

Престиж или необходимость

Еще 10-15 лет назад ажиотаж возникал вокруг лишь нескольких знаменитых спецшкол Москвы. На ночующих под школьными дверьми родителей другие смотрели как на фанатиков – зачем так мучиться, если школ в Москве полно. В конце концов, все мы где-то учились, и ничего особенного – поступили в вузы, получили специальность. Кто теперь разберет, кто какую школу заканчивал. Это был скорее вопрос социального престижа, чем жизненной необходимости.

Однако в последние годы проблема стала намного острее. Кризис системы образования усилил расслоение между «хорошими» и «плохими» школами. В классах резко возросло число детей, плохо владеющих русским языком, что неизбежно повлияло на уровень подготовки всех учеников. Усилилось социальное расслоение учащихся, все больше старшеклассников употребляют наркотики.

Престиж профессии учителя упал, молодежь не хочет работать в школе, несмотря на стимулирующие меры от властей. Старики уходят из школы, достойной смены им нет.

Кроме того, бюджетных мест в вузах стало намного меньше. Вопрос качественного школьного образования приобрел явное материальное звучание.

Безусловно, все эти обстоятельства тревожат родителей. Выбор школы – вопрос уже не престижа, а здравого смысла и отчасти даже безопасности. Если сами взрослые готовы терпеть неудобства, то своим детям каждый желает самого лучшего. И не в чем здесь родителей упрекать.

Неразбериха с правилами приема

Остроту проблемы усиливает неразбериха с правилами приема в первый класс. В этом году за день до начала приема они вновь могут измениться.

По правилам, утвержденным Мосгордумой, прием детей в первый класс осуществляется в три этапа. С 1 по 31 марта принимают детей, которые учились в детском саду, входящем в структуру школы или имеющем с ней договор. С 1 апреля по 15 мая ведется прием детей, имеющих на это первоочередное право. С 16 мая по 30 августа на оставшиеся свободные места берут остальных. Если свободных мест не остается, документы ребенка передаются в окружное управление образования, и его сотрудники обязаны подыскать будущему первокласснику другую школу.

Сегодня преимущество при поступлении в первый класс в Москве получают дети, проживающие в близлежащих домах; дети, у которых в школе уже учатся старшие братья или сестры; сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из многодетных семей.

Однако несколько дней назад – менее чем за 10 дней до начала второго, основного этапа приемной кампании – столичная прокуратура подала в Мосгорсуд иск, требующий отмены льгот для детей из соседних со школой домов и для вторых детей в семье. По мнению составителей иска, эти преимущества нарушают права остальных детей на равный доступ к образованию. Правила льготного приема пока остаются в силе, но ситуация со дня на день может измениться. Родители не надеются на судьбу и готовятся к бою.

«В этом году записываться в школу идет моя подруга, так они уже сейчас дежурят и отмечаются. И вообще, чтобы попасть хоть в какую-то школу, народ подает документы сразу в две: одна творческого направления, вторая обычная», -- пишет одна из участниц родительских форумов.

Другая мама так описывает свой опыт: «В прошлом году у школы в нашем дворе была очередь за сутки до поступления. Взяли тех, кто пришел до 9 вечера. Остальные разбрелись по окрестным школам. Самое интересное, что во многие хорошие школы округи потом прошел донабор в июне».

Эксперты против отмены льгот

Возможная отмена льгот экспертам кажется абсурдной. С одной стороны, действительно, все родители должны иметь равные права при записи детей в школу. С другой до сих пор эти льготы оказывали существенную поддержку семьям.

«Что такое – ребенок живет в соседнем со школой доме? Это значит, что он может ходить в школу сам. Мама не будет нестись с ребенком на общественном транспорте в школу, а через полгода после начала занятий сможет отпускать ребенка на уроки самостоятельно», -- рассказывает главный редактор газеты «Дошкольное образование» кандидат педагогических наук Марина Аромштам.

Директор начальной школы Центра образования № 109 Вера Могилевская настаивает на том, что дети из многодетных семей должны учиться в одной и той же школе, и не столько для того, чтобы облегчить участь родителей. «В этом есть огромный воспитательный потенциал.

Произошла минимизация в общении детей и взрослых, они не видят друг друга. Пусть хотя бы дети друг друга воспитывают», -- считает педагог.

Разговоры об отмене льгот ни к чему не ведут, считает Аромштам. «Отменять льготы, вводить льготы – это как с электронной очередью в детские сады. Вместо того чтобы бороться с очередью, ее делают электронной. Все эти вещи нужны только для отвода глаз», -- утверждает эксперт.

Мест в школах не хватает

Ситуация в школах, похоже, начинает очень быстро меняться. В то время как ученики старших классов попадают в демографическую норму, начальная школа уже ощутила последствия роста рождаемости. И это проблема, которую надо анализировать и решать.

«Чего хотят власти? Их предупреждали об этом, когда стало ясно, что с очередями в детские сады дело обстоит очень плохо. И было понятно, что эти дети, которых невозможно поместить в детский сад, в какой-то момент дорастут до школьного возраста», -- высказывается Марина Аромштам.

С ее точки зрения, дополнительное негативное влияние на ситуацию оказал перевод шестилеток, обучавшихся в 1 классе в помещениях детских садов, в школьные здания в рамках кампании по увеличению мест в детских дошкольных учреждениях.

«Страдают, в первую очередь, хорошие школы, -- утверждает Аромштам. – В них всегда был бум, но сейчас это просто смертоубийство. Все равно родители по звонкам, за деньги, всеми правдами и неправдами проникают в школу. И так возникают классы по 35 человек – это просто за гранью добра и зла».

Через 2-3 года, считает эксперт, проблемы начальной школы возрастут еще больше. Переполненные классы вызовут новые проблемы: нехватку учителей, обучение во вторую смену, запрещенное в начальной школе, рост заболеваемости, падение успеваемости. Необходимы комплексные меры, которые затронут как школу, так и детские дошкольные учреждения.

Известный афоризм Макса фон Лауэ гласит: «Образование – то, что остается, когда все выученное забыто». В конце концов, при выборе школы для ребенка важно не только количество мест в классе или усиленное преподавание иностранного языка. Важно все – атмосфера в классе, неформальное общение с учителями после уроков, участие в творческих проектах с одноклассниками. Через день наступит 1 апреля, и родители будут защищать свои ценности у стен школьных зданий, с надеждой на лучшие времена.

http://www.rian.ru/edu_analysis/20110330/359397808.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 110 гостей и нет пользователей