Концепцию единого учебника по литературе для школ подготовят к 2018 году

Концепцию единого учебника по литературе для школ подготовят к 2018 году. По инициативе зампредседателя общественного совета Минкультуры Павла Пожигайло специалисты из Литературного института имени Горького и Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова в ближайшее время начнут работу над проектом издания.

— Раньше я уже говорил о создании базового учебника по русской литературе. Однако теперь, в свете законопроекта Ирины Яровой о единых учебниках, мы начнем работу над этим проектом. Нужно поднять понимание литературы с уровня бульварного чтива на философский уровень. Величайшие произведения, которые говорят о смысле жизни и о месте человека во Вселенной, к сожалению, преподаются в нашей школе на уровне бытового реализма. Кроме того, в каждом учебнике существует своя трактовка произведений, что совершенно неправильно. Я хочу организовать профессионалов и ученых, которые могли бы сформулировать заново курс школьной литературы, — рассказал Павел Пожигайло.

По словам зампредседателя общественного совета Минкультуры, разработка концепции учебника может занять 3 года, а самого учебника — до 5 лет. «Базовый учебник не предполагает одну линию преподавания русской литературы, а скорее методологию ее преподавания. Усвоив новую методику, учителя смогут грамотно рассказывать про кого угодно — про Достоевского, Лескова и Оскара Уайльда», — уверен автор проекта.

Как сообщает газета «Известия», согласно Основным положениям концепции преподавания литературы, разработанной коллективом во главе с Павлом Пожигайло, главной целью преподавания школьного курса литературы станет «воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных ценностей через постижение идей и художественных образов в литературе, стремление к идеалу, творческое восприятие жизни».

Основными практическими задачами преподавания литературы в школе, согласно документу, являются «уяснение и познание через классические произведения литературы основ национальной и мировой культуры», «развитие навыков работы с художественным образом и развитие образного мышления, эстетического вкуса», «укрепление нравственных семейных ценностей», а также «обретение осознанной гражданской позиции на основе понимания тех нравственных ценностей, которые составили наиболее глубокое содержание русской литературы».

Идея создания единой методологии преподавания литературы вызывает противоречивую оценку. Учитель русского языка и литературы череповецкого общеобразовательного лицея АМТЭК Андрей Успенский уверен, что введением единых стандартов преподавания литературы педагогов хотят заставить «придерживаться определенной идеологической позиции». «Мне кажется, не стоит навязывать трактовку произведений: и у преподавателей, и у детей это вызовет только отторжение. Есть оригиналы книг и есть устоявшееся представление о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Этого достаточно», — считает Успенский.

Заведующая кафедрой литературы Ульяновского государственного педагогического института имени Ульянова, профессор, доктор педагогических наук Лариса Петриева, напротив, считает необходимым единый подход к предмету. «Я вхожу в экспертную комиссию ЕГЭ по литературе — и вижу, что у детей в голове каша. Во многом из-за того, что их учат по-разному. Я начинала работать в 1970-е, когда была единая программа. И если семья переезжала из Владивостока в Калининград, то ничего страшного в жизни ребенка не происходило: там учили по такому же учебнику. А сейчас в одной школе даже при переводе из одного класса в другой возникают проблемы», — сетует Петриева.

Профессор также отметила, что необходимо давать детям только классическую, признанную учеными трактовку произведений и установить «жесткие рамки», определяющие перечень авторов и количество часов, отведенных на изучение их творчества.

 

http://regions.ru/news/2551791/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 27 гостей и нет пользователей