Логвинова: реализация стандарта в школах зависит от мастерства учителя

В

В новых федеральных государственных образовательных стандартах нет содержания образования. Как в этой ситуации будут составляться школьные программы, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Ирина Логвинова.

- Ирина Михайловна, в новой структуре стандартов нет содержания образования. Как это отразится на школах? Не получится ли так, что ребенок попросту не сможет переходить из одной школы в другую?

- Стандарт в его нынешнем понимании не нормирует содержание образования, и это закономерно. Сегодня такой поток информации, столько возможностей для ее получения, что и учитель, и авторы учебно-методических комплектов вправе выбирать, что преподавать детям.

При этом стандарт нормирует результаты – требования к выпускникам, а учебный материал отбирается на основе фундаментального ядра содержания образования. Это сопровождающий стандарт документ, разработанный учеными Российской академии наук.

А все остальное зависит от мастерства учителя. Ведь стандарт подразумевает не только предметные результаты. Например, дети должны не просто знать таблицу умножения, а уметь ею пользоваться. Поэтому рисков здесь нет, а есть возможности для творчества, для поиска наиболее эффективных способов организации учебы, отбора материала.

- Эксперты говорят о возможном увеличении доли платного образования в связи с переходом на новые стандарты.

- Когда появился 83-й закон об изменении нормативно-правового статуса образовательных учреждений, стали говорить, что бесплатно будут преподавать только несколько предметов, а остальное – за деньги родителей. Это искажение закона. Объясняя несостоятельность такой трактовки, президент и премьер-министр подчеркивали, что изучение всех предметов, предусмотренных стандартом, будет оплачено государством.

В стандарте перечислены все образовательные области и предметы, которые обязательны для изучения или могут быть выбраны школой, учениками, родителями.

- В 10-11 классах стандарт дает детям право выбора предметов. Если все выберут, например, физику и математику, не останутся ли без работы учителя истории и литературы?

- Это вопрос к директору и педагогическому коллективу школы. Ведь выбор старшеклассников обусловлен, прежде всего, опытом их предшествующего обучения в этой школе. Многое зависит от проработки образовательной программы, авторитета учителей, их квалификации.

Наша главная задача – сделать образование на старшей ступени максимально вариативным, и ученик выбирает уровень изучения каждого предмета. Так или иначе, ему придется изучать и математику, и физику, и историю, и литературу, другой вопрос, насколько глубоко и будут ли это самостоятельные курсы. Осилить все предметы на одинаково высоком уровне невозможно.

- Хватит ли ресурсов для перехода на новый стандарт? Достаточно ли в школах учителей, способных учить на профильном уровне?

- Подобные вопросы чаще всего задают люди, которые не хотят ничего менять и ищут оправдание, чтобы ничего не делать.

Поиск ресурсов для реализации стандарта – серьезная задача для всех: разработчиков, представителей власти разных уровней, директоров школ, учителей. Если учителя не способны преподавать на профильном уровне, если они не прошли повышение квалификации, придется ограничиться базовым уровнем.

Дифференциация на старшей ступени вызвана запросами людей. Проблема не в перечне тем, а в глубине их изучения, в том, готовы ли учителя работать самостоятельно и творчески.

- Переход на индивидуальные учебные планы в старших классах – это реалистично?

- Сейчас в школах де-юре нет индивидуальных образовательных траекторий, а де-факто есть. Типичная ситуация, например, для Москвы: часть старшеклассников не посещает школу – переводится на домашнее обучение, сдает экзамены экстерном, потому что к сдаче ЕГЭ, к поступлению в вуз они готовятся не в школе, а в каком-то другом месте.

Недостаточно провозгласить переход на индивидуальные траектории – нужно многое сделать для их внедрения. На уровне региона это должно быть предусмотрено при расчете норматива финансирования школ, в муниципалитете – при распределении субвенций образовательным учреждениям и согласовании их образовательных программ.

- Стандарт раньше состоял из предметов федерального, национально-регионального и школьного компонентов, теперь их нет. Как учитывать региональные особенности в школьном обучении?

- Вместо компонентной структуры в стандарте две части – обязательная и формируемая участниками образовательного процесса, для каждой ступени – свое соотношение частей.

Мы пришли к пониманию важности учета в школьной программе национальных, религиозных, этнокультурных и других особенностей территорий, где расположена школа. Чтобы дети любили родной край, недостаточно ввести, например, в Краснодарском крае предмет "Кубановедение" - информация о малой родине должна пронизывать и обучение, и воспитательную работу. Возможности для этого стандарт создает.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости


Добавить комментарий


Войти на сайт

Новые комментарии

  • Владимир 1 месяц назад
    Согласен с Вами и спасибо за шикарную статью!

    Подробнее...

Кто на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте