На что потратить деньги? Право решения – у региона

О предстоящей реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования рассказывает директор Департамента регионального развития Минобрнауки России, доктор педагогических наук Сергей Кравцов.

– Сергей Сергеевич, главный вопрос, который возникает у любого человека, имеющего отношение к системе образования, — когда, наконец, российские учителя будут получать достойную зарплату?
– Проект по модернизации региональных систем общего образования рассчитан на два учебных года. Это означает, что в 2013 году во всех регионах средняя зарплата учителей должна быть доведена до средней по экономике этих регионов.

Какие-то регионы выполнят эту задачу уже в IV квартале 2011 года (по отношению к средней зарплате по экономике за I квартал), а у остальных повышение в IV квартале 2011 года составит не менее 30%. И эта группа регионов должна наращивать уровень зарплаты до завершения проекта.

– В СМИ уже появились предположения, что 120-миллиардный проект — это альтернатива прежним инициативам государства, прежде всего «Нашей новой школе».
– На самом деле, это взаимосвязанные вещи. Если внимательно прочитать «Нашу новую школу» и 436 постановление правительства, будет видно, что в документах очень много общего. Можно сказать, что правительственный проект помогает решить задачи, поставленные в президентской инициативе.

Например, первый раздел «Нашей новой школы» — переход на новые стандарты, а пункт 8-а 436 постановления, где говорится об оценке эффективности использования субсидий, — доля школьников, обучающихся по новым стандартам.

– То есть без проекта по модернизации переход на новые стандарты был бы затруднен?
– Проект существенным образом помогает осуществить переход на новые стандарты. При этом не стоит забывать и о других, ранее существовавших источниках финансирования: есть, к примеру, ФЦПРО, региональные программы.

– Как будет осуществляться управление проектом на федеральном и региональном уровнях?
– Федеральную координационную группу возглавит министр Андрей Фурсенко, в нее войдут представители федеральных органов власти, профсоюзов, СМИ и прочие. К началу августа будет определен федеральный оператор.

А на региональном уровне должны быть приняты свои решения о создании необходимых структур. Мы рекомендуем создать координационный совет, выбрать оператора, как это было в комплексных проектах модернизации образования, определить должностное лицо, ответственное за реализацию проекта, — это в основном руководители региональных органов управления образования, в некоторых случаях — заместители губернаторов или председателей правительства.

– В пункте 3 постановления 436 сказано, что в 2011 году субсидии могут направляться на возмещение расходов, на реализацию комплекса мер по модернизации образования, произведенных ранее — в том же 2011 году. Что это означает?
– Федерация выделяет средства на финансирование направлений модернизации, обозначенных в комплексе мер, а субъекты Федерации направляют высвободившиеся у них средства на повышение зарплаты. Это механизм замещения.

Но в этом году часть регионов уже тратила деньги на обозначенные направления: проводились конкурсы, аукционы, закупали оборудование, оплачивалось повышение квалификации и прочее. Мы им разрешаем эти деньги зачесть. Это механизм возмещения.

Например, в мае регион закупил оборудование — точно такое же он мог закупить и позже в рамках комплекса мер на федеральную субсидию — и этим объемом средств может перед нами отчитаться, а соответствующие средства из федеральной субсидии сразу направить на повышение зарплаты. С 2012 года такое уже будет невозможно.

Сейчас у регионов возникают чисто технические вопросы, как именно будут возмещаться средства, на какие счета они попадут, по какой статье их можно будет израсходовать и так далее. Совместно с Минфином мы в ближайшее время дадим подробные разъяснения и рекомендации о механизме возмещения.

– Зарплата конкретного учителя определяется его личными достижениями в соответствии с новой системой оплаты труда, действующей в регионе. А будут ли устанавливаться показатели для муниципалитетов и школ?
– Мы не устанавливаем никаких показателей — в любом регионе зарплата различается не только у конкретных учителей в одной школе, но и по школам, и по муниципалитетам. Например, в Москве есть школы, где учителя получают намного больше, чем в среднем по экономике. В одном и том же регионе, например в городском муниципалитете, фонд оплаты труда может быть выше, чем в сельском. Все муниципалитеты разные. И такая дифференциация, возможно, сохранится.

Регионы будут отчитываться, как у них изменилась средняя зар-плата учителей в IV квартале 2011 года по сравнению с I кварталом 2011 года. Зарплата или должна быть повышена на 30%, или сразу доведена до средней по экономике (в ряде регионов для этого достаточно не столь значительного повышения).

Все это означает, что в регионах должна быть организована работа с учителями: нужно разъяснять, что повышение в каждом конкретном случае зависит от норматива, от новой системы
оплаты труда, от качества работы, нагрузки и прочего. Главный принцип сохраняется — повышение зарплаты для учителей будет дифференцированным.

– Пункт 3 Постановления определяет, что комплекс мер по модернизации общего образования включает «одно или несколько из следующих мероприятий», в числе которых приобретение оборудования, транспортных средств, энергосбережение и прочее. То есть регион может выбрать из списка лишь некоторые направления, а может реализовать весь комплекс мер?
– Да, такой выбор — право региона. Например, можно выбрать только закупку оборудования и (или) меры по энергосбережению — на это и будут выделяться федеральные средства. При этом необходимо понимать, что наши субсидии — это софинансирование в дополнение к тем деньгам, которые выделяют сами регионы. Комплекс мер, выбранный регионом, является основой для заключения соглашения, на основе которого будут перечисляться средства.

– А как в таких случаях будут оцениваться результаты? Только по выбранным направлениям или по всему комплексу мер?
– Показатели для оценки результатов будут установлены по всем направлениям модернизации, перечисленным в пункте 2 постановления правительства, вне зависимости от того, сколько направлений выбрал регион для расходования федеральной субсидии. Мы не даем установок, какие направления нужно финансировать, — это решение региона.

Примечательно, что в тексте соглашения ничего не сказано о направлениях, которые регион включил в комплекс мер, — там есть только показатели, по которым необходимо будет предоставить отчетность.

– Если установленные показатели не достигнуты, что тогда?
– Первый транш, который получат субъекты Федерации на IV квартал этого года, рассчитывается по формуле, исходя из уровня бюджетной обеспеченности региона и количества городских и сельских школьников. А перед получением второго транша, по итогам 2011 года, будут проанализированы показатели, установленные в соглашениях с каждым регионом. Если показатели не достигнуты, Минобрнауки направит свои предложения в Минфин по сокращению субсидий в 2012 году.

Это касается любых показателей, не только уровня зарплаты учителей. Например, в соглашении устанавливается, что аттестацию на такую-то категорию должен пройти такой-то процент учителей, обучаться по новым стандартам должен такой-то процент школьников и прочее. И обязательства должны быть выполнены.

– Не получится ли так, что регионы будут искусственно подтягивать показатели до нужных значений?
– Это вопрос к регионам. Но выборочные проверки мы, конечно, будем проводить. Также мы планируем организовать электронный мониторинг реализации проекта вплоть до уровня школы.

– Наверняка возникнут спорные вопросы: можно ли считать то или иное расходование средств целевым?
– Например, в перечисленных в постановлении направлениях нет ремонта школьных зданий. Но ведь можно, скажем, установить пластиковые окна и счесть это мерой по энергосбережению (пункт 2-ж).

– А почему замену окон нельзя считать энергосберегающей мерой?
– Просто в каждом конкретном случае нужно принимать решение, действительно ли то или иное расходование средств соответствует заданным направлениям.

– А есть ли специальные антикоррупционные меры? Помнится, реализации нацпроекта «Образование» пять лет назад предшествовало бурное обсуждение, украдут деньги или нет…
– Вопросы о нарушениях — это компетенция правоохранительных органов.
Что касается объемов распределения средств между субъектами Федерации, все сведено к формуле, от которой отступать нельзя. А при расходовании средств регионы должны руководствоваться действующим законодательством, прежде всего 94 законом. Мы лишь даем некоторые рекомендации — например, уже подготовлены требования к закупке оборудования.

Сбор информации с уровня каждой школы также поможет нам организовать контроль за ходом проекта.

– В соглашениях, заключаемых между федеральным центром и регионами, значения показателей индивидуальны для каждого субъекта федерации. Будут ли они выравниваться к концу проекта?
– Конечно, мы будем выходить на общие требования для обеспечения определенного уровня по всей стране, анализировать прогнозы, рейтинги, корректировать предложения.

– Какова последовательность действий по реализации проекта на ближайшее время?
– До 1 августа мы должны заключить соглашения со всеми регионами, согласовать утвержденные комплексы мер, а затем регионы должны начать работу, прежде всего с учителями (повышение квалификации, меры по привлечению молодых педагогов и прочее), проводить изменения в школах, улучшать условия обучения. В течение августа федеральные средства поступят в регионы, в сентябре учителям будет повышена зарплата.

До 15 октября регионы отчитываются о выполнении проекта за сентябрь, до 15 января 2012 года — о выполнении проекта за IV квартал 2011 года. На основе анализа этих двух отчетов будут приниматься решения о дальнейшем финансировании в 2012 году.

Борис Старцев

Просв-Пресс

http://prosvpress.ru/2011/07/dengi-region/



Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 324 гостя и нет пользователей