Новые стандарты образования

Год назад я писал о недостатках нового гостандарта для старшекласскников, предложенного теперь уже бывшим министром образования С. Фурсенко. Напомню, о чем шла речь.

Министерством образования предлагалось ввести возможность дополнительного выбора учащимися предметов для углубленного изучения в 10 и 11 классах, как на Западе. Мысль хорошая, но получилось «как всегда». Набор обязательных предметов, вызвал шквал общественного негодования.. Например, физкультура занимала так много учебного времени, что вопросы возникли даже у В.В.Путина. Литературу опуcтили ниже плинтуса. Историю подменили пропагандой псевдопатриотизма, а ОБЖ ( основы безопасности жизнедеятельности) — начальной строевой подготовкой. Интересно кому она нужна, если будущие войны будут вестись с помощью роботов и беспилотнико? Это — как кавалерия против танков! Кроме того, значительная часть родителей не собирается отдавать своих детей в армию, где процветает дедовщина. Где, вместо того чтобы воспитывать Воина и Защитника, калечат, насилуют и убивают наших детей.
Благодаря массовому протесту учителей и родителей удалось отвести беду. Была назначена комиссия по доработке. Прошел почти год. В июле исправленный стандарт был утвержден. Далеко не все, но многие ляпы вычищены. Теперь я не против, чтобы мой сын семиклассник учился по новым правилам. Жаль только, что он не успеет. Стандарт полностью будет внедрен в 2020 году. Слишком многое предстоит изменить.
Мне нравится новая возможность самостоятельно выбирать предметы и профиль обучения (гуманитарный, естественно-научный, математический) вместо стандартного советского «всех под одну гребенку». Каждый ребенок уникален. У каждого свой жизненный путь и предназначение. До сих пор это не учитывалось. Безусловно, новое качество российского образования будет соответствовать глобальной тенденции разделения труда, специализации и повышения производительности труда. А плыть по течению значительно лучше, чем против.
Пока непонятно, как школы смогут обеспечить качество такого профильного образования. Ведь полного набора таких специалистов в обычной школе нет. Предполагается взаимодействие всех школ городской сети, но его пока нет. Каким оно будет неизвестно. Это — главная проблема. На мой взгляд, без решающей роли широкополосного интернета и развитого дистанционного образования эту проблему не решить.
Хочется надеяться, что кадровая чехарда в городском Комитете по образованию, закончилась и новый руководитель Жанна Воробьева даст, наконец, зеленый свет программе развития виртуального образовательного пространства. Последние годы этот важный проект был слегка заморожен вместе со всей программой перевода школ на передовые технологии. Обидно видеть как санкт-Петербург теряет лидирующие позиции в этом вопросе. Претензии эти и к новому вице-губернатору В.Кичеджи и к комиссии ЗАКСа по образованию, которую возглавляет представитель Яблока М.Резник. Желательно было бы увидеть эту программу отдельной строкой уже в бюджете 2013 года, но ее там нет. Нет даже задания на ее разработку, а то что делается крайне недостаточно. Комитет по информатизации и связи Смольного превратился в узкое бутылочное горлышко, через которое директора школ по пять-шесть раз пропихивают свои заявки. Ладно бы какая-нибудь ультрасовременная техника, а то даже рулон бумагт для принтера не получить за полгода.
А ведь для перевода на новый стандарт 10х и 11х классов придется оборудовать большинство школ, переобучить педагогов, наладить кооперацию в рамках школьной сети, решить тысячи организационных и технических вопросов. Необходимо участие всего общества, а не только чиновников и директоров школ, как обычно у нас бывает. Координировать сложнейшие процессы системной реорганизации петербургских школ нужно с помощью целевой программы под контролем родителей. Это снизит психологический барьер сопротивления инновациям. Здесь самые большие риски.
В последнее десятилетие были проведены болезненные реформы восстановления нормальных условий образования из руин бывшего СССР. Подняли среднюю зарплату педагогов с нищенских трех тысяч рублей на средний региональный уровень (31 тысяча рублей). Ввели новые системы стимулирования труда. Подключили все школы к интернету и оснастили компьютерными классами, современными лабораториями по физике, химии и биологии. Построили новые школьные стадионы. Переоборудовали столовые и медицинские кабинеты. Создали, практически с нуля, администрации школ, способные к работе в новой рыночной экономике. Передали им на баланс инженерное оборудование. Перешли на частичную финансово-хозяйственную самостоятельность и подушевое нормативное финансирование. Деньги пошли за учеником, тем самым были объединены интересы школ и родителей. С большим трудом был внедрен независимый контроль качества образования (ЕГЭ, ГИА). Государство получило возможность отслеживать эффективность бюджетных инвестиций в отрасль.
Недостатков еще очень много, но в результате многолетнего упорного труда, вся тяжесть которого легла на плечи директоров школ, был создан фундамент, с которого можно атаковать главную цель — занятие лидирующих позиций в мире в среднем образовании. Наши дети должны иметь, как минимум, равные шансы со сверстниками из других стран на поступление в престижные университеты и получение хорошей работы. Это — главное.
Диалектика учит, что решение проблемы предполагает выход на более сложную проблему. Также как в компьютерных преодолев все препятствия, ты выходишь на новый более сложный уровень. Гостандарт — это и есть новый уровень России. Выйти на него будет очень трудно. Потребуется реформировать уже не отдельные школы, а всю сеть.
Раньше, что школа давала, то и изучали. Теперь можно выбрать как сами предметы, так и уровень их изучения. Базовый или углубленный. А школа должна обеспечить тот выбор, который сделали ученики и их родители. Это — революция. Она, естественно, порождает серьезные проблемы.
Например, как быть, если моя школа не может реализовать мой индивидуальный учебный план? Тогда, по идее, я должен воспользоваться возможностями сети всех школ Санкт-Петербурга, а может России или всего мира. Технически это реально за счет высокоскоростного интернета. Дополнительно необходимо развитое виртуальное образовательное пространство, где я смогу бесплатно воспользоваться учебными курсами лучших педагогов. Однако практического опыта пока мало, и подводных камней будет много.
Гостандарт труден для чтения, поэтому смоделируем один из возможных вариантов выбора.
Как с учетом новых возможностей я бы стал формировать свой индивидуальный учебный план? Например, есть вариант статус кво (без изменений). Можно выбрать такой же набор предметов, как сейчас. Мне он не очень подходит. Я хочу перемен. Хочу учесть свои интересы и жизненный опыт.
Н. Островский писал, что жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы. Это нормально для советского человека, который был убежден, что знает истину, потому что партия так сказала. Я тоже так считал когда-то. Теперь я думаю, что если ты дожил до пятидесяти и тебе не стыдно за прожитые годы, ты даром существовал последние тридцать лет, потому что остановился в своём развитии.
Для своего учебного плана в 10 и 11 классе, согласно госстандарту, я должен выбрать предметы из шести корзин (обязательных предметных областей). Это тот минимум эрудиции, который требует государство. Остальное — твое личное дело.
Первая корзина — филология. В неё входят языки и литература разной степени глубины изучения. Я бы для себя выбрал — « русский язык и литература ( базовый уровень)». Всегда можно дополнительно почитать, что захочешь сам, а не по обязательной программе, которая зачастую отражает вкусы и заблуждения составителей. Например, Ошо писал прекрасные слова о любви и смысле жизни. Но кто его вставит в программу?
Из иностранных языков я бы выбрал английский (углубленный уровень) и китайский (базовый). Английский, потому что в глобальном компьютерном мире 21 века — это главный язык. Им надо владеть в совершенстве. Китайский, потому что Поднебесная скоро станет самой большой экономической державой, плюс нашим соседом. Неплохие шансы получить в перспективе хорошо оплачиваемую и интересную работу. Кроме того, китайская культура — бесценный источник мудрости, а перевод обычно искажает оригинал.
Вторая корзина — общественные науки: история, география, право, обществознание, «Россия в мире». Последний предмет, на самом деле, тоже история, но кремлевским идеологам похоже не спится. Я бы выбрал все кроме последнего. Однако есть правило — нужно выбрать минимум по одному предмету из каждой корзины. Итого шесть.
Всего может быть не более 9(10) предметов. Десятка в скобках для национального языка. Вычитаем из девяти шесть обязательных предметов. Получаем — резерв необязательных предметов равен трем. Так как я уже два языка выбрал дополнительно к литературе из первой корзины, мой резерв сократился до еденицы. Бережем патроны. Выбираем пока один предмет — историю, зато углубленный уровень. Только с возрастом я понял, как мне не хватает знания истории. Известно, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих собственных. Если бы ребята в Кремле хорошо знали историю, они не наступали бы сейчас на старые грабли.
Третья корзина — математика и информатика. Выбираю — «математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (углубленный уровень)». Это фундамент для всех остальных точных наук. Крепкий фундамент будет потом моим преимуществом в конкуренции на глобальном рынке труда.
Информатику не выбрал, потому что она очень быстро меняется. Школы вряд ли успеют за передовыми знаниями. Буду добывать их сам из интернета, работая над индивидуальным проектом из шестой корзины. Бил Гэйтс (Майкрософт), Стив Джобс (Эпл), Марк Цукерберг (Фэйсбук) и многие другие основатели успешных проектов в информатике занимались самообразованием. Может и мне повезет.
Четвертая корзина — естественные науки: физика, химия, биология, естествознание. Выбираю физику (углубленный уровень) и химию (углубленный уровень). Это означает, что я изучу основы квантовой механики, без которой понять как устроен наш мир невозможно.
Биологию тоже хочется, но ее бесполезно учить без физики и химии. Иногда на встречах со старшеклассниками я задаю «детские» вопросы. Например, почему осенью с деревьев падают листья? Вопрос вроде легкий, но как на него грамотно ответить, если в курсе школьной биологии ничего нет о фитогормонах. Вот и отвечают — потому что зима наступает. Пусть лучше биология останется у меня на уровне 9 класса. Для общего развития потом доберу в интернете.
Пятая корзина — физкультура и экология с ОБЖ. Выбираю физкультуру. Человек состоит из тела, разума и души. Занимаясь развитием ума, мы часто забываем про тело и душу. Душой займусь сам, без посредников, чтобы никто там не наследил. Для тела можно попробовать физру. Однако, если буду серьезно заниматься вне школы спортом или танцами, то лучше выберу экологию и ОБЖ.
Шестая корзина — индивидуальный проект. На мой взгляд, полезная вещь для выработки системного мышления, навыков по поиску и обработке информации, умению применять знания, грамотно презентовать результаты своей работы. Здесь каждый может воплотить свою голубую мечту, если она есть. Я бы выбрал проект создания экзоскелетов. Подобные кибернетические организмы могут дать людям новые возможности, в том числе продлить нашу активную жизнь, несмотря на дряхлеющее тело.
Ну вот, в результате, получился примерно такой же набор, как и в моей школе, которую я заканчивал в 1972 году. Преемственность налицо, но математику, физику, химию и историю я бы уже изучал на углубленном уровне. А так мне пришлось наверстывать упущенное в институте и на работе.
Кроме того без эрудиции ты начинаешь видеть мир сквозь узкую призму своего бытия, через кривое зеркало своего невежества. Такой ущербный кругозор травмирует не только разум, но и душу, так как система твоих нравственных ценностей становится однобокой, теряет гармонию с природой и глобальной культурой. В этот момент мы становимся заложниками чужих бредовых идей и собственного ханжества.
Вернемся к стандарту. Теперь надо утрамбовать мой учебный план по часам. Государство взяло на себя обязательство обеспечить бесплатно за два года (10 и 11 классы) не менее 2170 часов и не более 2590 часов плюс 700 часов внеурочной деятельности. По верхней границе это — 36 часов в неделю, как и сейчас. Больше нельзя по медицинским нормам. Плюс 10 часов в неделю на внеурочную деятельность. Таким образом среднее образование было и остается бесплатным, несмотря на панику, которую сеют неотрые горячие головы.
В среднем на каждый предмет отводится по 4 часа в неделю. Отвожу на базовый уровень, два часа в неделю, а углубленный — 6 часов (возможны разные варианты).
Получается в неделю:
— русский и литература — 2 часа,
— английский — 6 часов,
китайский — 2 часа,
история — 6 часов,
математика — 6 часов,
физика — 6 часов,
химия — 6 часов,
физкультура — 2 часа,
индивидуальный проект — 6 часов.
Итого 42 часа. Перебор, должно быть 36. Корректируем. Надо снять 6 часов. Можно по разному, но для простоты снимаю по 1 часу со всех углубленных предметов, оставляя по пять часов в неделю. Итак, мой учебный план готов. Каждый может сделать примерно такой же по своему вкусу.
Теперь начинается самое интересное. Сможет ли школа его реализовать.Очевидно, что планы учеников и программа школы стыковаться вряд ли будут именно на углубленных предметах. Это и есть самая большая проблема нового стандарта.
В Санкт-Петербурге только 56-я гимназия способна решать такие задачи. Там по шесть 10-х и 11-х классов в параллели, можно комбинировать. А остальные 700 школ? Потребуется системная перестройка всей сети.
Стоит вернуться к идее Н.Заиченко об образовательном округе (кооперации расположенных рядом школ). Или же проводить объединение школ в комплексы по примеру 56-й гимназии, но здесь много подводных камней из-за конфликтов в трудовых коллективах. Обязательно активизировать педагогический аутсорсинг. Поднять эффективность видео и аудио курсов для самостоятельного изучения на новый уровень. Значительно расширить возможности интернета и школьных компьютерных сетей. Реализовать в рамках федеральной программы «Электронная Россия» подпрограмму «электронная школа». Это, в свою очередь, повлечет развитие экстерната, спецкурсов при ВУЗах. Возникнет предложение со стороны частного сектора. Потребуется правовое регулирование правил конкуренции, соблюдения авторских прав и т.д.
Новые требования предъявят к преподавателям. Например, что делать с теми, кто не будет пользоваться спросом. Допустим, я неплохой педагог, но в этом году ко мне никто не записался? Меня — на улицу? А если мотаться по разным школам, как быть с транспортными расходами и пробками. Хотелось бы, чтобы комитет по образованию и профосоюзы уже сейчас смоделировали возможные негативные ситуации и защитили педагогов.
Наши гимназии и лицеи уже имеют свой профиль обучения. Здесь все понятно, не нравится профиль иди в другую школу. А если это неудобно? К тому же транспортная ситуация сейчас быстро ухудшается? Выход есть. Например, Рыбацкое и Троицкое поле в Невском районе. В свое время Администрация района заключила договор с Высшей школой экономики и провела обучение руководящего состава школ основам менеджмента. Каждая команда разработала, защитила и представила общественности на образовательной ярмарке в КЦ Троицком проект бизнес-плана развития школы. Определили профиль, сформировали свое индивидуальное лицо. Это позволило говорить об образовательном округе, где учащиеся имеют выбор за счет профильности и потенциальной кооперации школ. Как и с компьютеризацией, школы Рыбацкого и Троицкого поля лет на пять обогнали время. Теперь они могут быть площадкой для пилотных проектов реорганизации российских школ под новый стандарт образования. Это позволит им первыми выйти на новые рубежи, а проблемы лидерова это не то же самое, что проблемы аутсайдеров. Хотелось бы, чтобы и Санкт-Петербург был лидером образования в России.
Стандарт должен быть внедрен на 100% в 2020 году. Получается, что школа в ее нынешнем виде скоро будет не нужна. Это радует и тревожит одновременно. С одной стороны пора уже уходить с тридцатого места в мире по среднему образованию. С другой, при такой системной реорганизации обойтись без серьезных проблем невозможно. Тем более, когда чиновники обычно тянут до последнего, а потом аврал.

Есть ли у наших руководителей дорожная карта, где намечены хотя бы главные дороги внедрения стандарта?
На сайте Министерства образования опубликован проект госпрограммы «Развитие образования в России на 2013-2020 годы». В документе 260 страниц и четыре подпрограммы.
В подпрограмме 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей», как и во всех наших федеральных программах, еще со времен КПСС, говорится много умных и правильных слов. При желании любой может найти там радующие глаз предложения. Жаль, что многие из них так и останутся на бумаге. Бюрократы пишут это сами для себя, чтобы выбить финансирование и пустить пыль в глаза начальству. А начальству физически невозможно даже прочитать, не говоря уже о том, чтобы проконтролировать такие программы. Контролирующие органы неэффективны, так как за ними тоже нет должного контроля. Во времена Ивана Грозного, такая система называлась «кормлением». В СССР хотя бы народный и партийный контроль был, и то не помогло. Сейчас в Кремле отдать контроль народу боятся, можно потерять управление страной и снова окунуться в хаос 90-х. Такие риски есть, но в результате недоразвития институтов демократии вертикаль власти становится не генератором, а тормозом прогресса. Государственное управление — главным фактором неэффективности. Расцветает коррупция. Умы и капиталы бегут за границу.
Госпрограмма говорит о внедрении общественного самоуправления в школах как о значимом достигнутом результате. Наверное, в Министерстве образования есть на эту тему красивая отчетность, но мы то знаем реальную ситуацию в школах. Зато Правительство с подачи Министерства живет в розовых облаках. То же самое, по всей видимости, происходит и с другими нашими проблемами: дорожными пробками, нелегальной миграцией, наркоманией, расколом общества.
Уже понятно, что только смена поколений сможет решить накопившиеся проблемы. Только новые стандарты образования смогут вырастить достойную смену. И только реальное общественно-государственное управление образованием на всех уровнях сможет реализовать эти стандарты.
Андрей Ловягин — депутат Законодательно собрания Санкт-Петербурга 1,2,3,4 созывов.

http://blog.fontanka.ru/posts/112849/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 248 гостей и нет пользователей