Получил диплом! И что дальше? Как преподавателям подготовить выпускников к прохождению собеседования при приеме на работу?

Современная бизнес-среда все больше и больше требований предъявляет к специалистам. Работодатели хотят найти максимально подходящих кандидатов, чтобы в дальнейшем избежать ошибок и излишних затрат. Поэтому в наше время выпускникам любого профессионального учреждения для поступления на престижную работу приходится принимать участие в различных оценочных процедурах: собеседованиях, тестированиях и т.п.

Непосредственное участие в оценочных процедурах, собеседованиях вызывает стресс даже у профессионалов и опытных работников, не говоря уже о молодых выпускниках, поэтому очень важно обучить студентов предварительной подготовке к собеседованию: продумать образ, о чем важно рассказать, что не упустить, общую стратегию поведения.

Что об этом думают сами студенты?

Не сталкиваясь еще с проблемой поиска работы и в силу юношеского ощущения всемогущества, студенты поначалу не воспринимают прохождение собеседования как проблему. Поэтому, уверенные в своих знаниях, они не задумываются над тем, «как выгодно себя продать» работодателю. Поступив же на работу и зарекомендовав себя как знающие и ответственные работники на низких позициях, они не умеют и не знают, как продвигаться дальше по карьерной лестнице. В итоге, обладая хорошими знаниями и умениями, не могут найти работу, удовлетворяющую их потребностям, найти свое «место под солнцем», профессионально самореализоваться.

Таким образом, на сегодняшний день задача педагога-психолога средне-профессионального образования состоит не только в социально-психологическом сопровождении учебного процесса, но и в обучении студентов навыкам успешного вхождения и продвижения в деловой, рабочей среде: навыкам самопрезентации, успешной коммуникации, самоорганизации и т.п.

Немного теории, или Кто и как придумывает оценочные процедуры при приеме на работу

Следует понимать, что вопросы и задания, предлагаемые на собеседованиях, не являются случайными. Этому предшествует определенная работа, в которой есть своя логика. Зная методы, технологию составления оценочных процедур, педагог-психолог сможет лучше подготовить студентов к успешному прохождению таких испытаний.

Современные технологии подбора персонала помогают не только достоверно оценить способности, личные и деловые качества претендентов на вакантные должности, но и являются диагностическими, помогающими выявить уровень потенциальных возможностей человека: на что в дальнейшем компания или производство может рассчитывать от такого работника, будет ли он развиваясь сам, способствовать развитию всего предприятия…

Максимально достоверным и надежным на сегодняшний день является метод Ассессмент-центр. Ассессмент в переводе с английского (assessment) означает «оценка». Ассессмент-центр (АЦ) — это метод комплексной оценки персонала, ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологический и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций (1).

Компетенции — это совокупность поведенческих проявлений (основанных на знаниях и навыках), обеспечивающих успешность профессиональной деятельности (2).

Внешне АЦ похож на бизнес-тренинг. Применяются те же методы, но цель этих методов не развитие навыков и умений участников, а возможность проявить и продемонстрировать их в моделируемых деловых ситуациях.

Чаще всего при проведении АЦ используют следующие методы:

  • проективное интервью,
  • деловая игра,
  • метод кейсов,
  • наблюдение экспертов.

Метод кейсов — техника оценки и обучения, которая использует описание реальных бизнес-ситуаций (кейсов). Кейс — это проблемная бизнес-ситуация, которую нужно решить. Она может касаться любых сторон бизнеса: экономических, социальных и т.п. Создаются кейсы на базе реальных ситуаций, возникающих в бизнесе. Кандидаты должны разобраться в заданных кейсом условиях, проанализировать обстоятельства и предложить свои варианты разрешения сложившейся ситуации.

В ходе проведения Ассесмент-центра поведение участников оценивают специально подготовленные наблюдатели, эксперты. Они наблюдают за тем, как участники проявили те или иные компетенции (2). Как правило, за одним кандидатом наблюдает один или два эксперта.

А что оцениваем?

Прежде чем организовывать АЦ, работодатель совместно со специалистами определяют, какими ключевыми компетенциями (качествами, навыками, способностями) должен обладать кандидат на предлагаемую должность, чтобы успешно выполнять функции и задачи данного рабочего места. Для примера возьмем математические способности. Для данной должности достаточно знать школьную программу или необходимо не только знать высшую математику, но и легко применять ее на практике? В итоге создается модель данной должности, т.е. перечень всех ключевых компетенций.

Чаще всего все компетенции делят на:

  • деловые (работоспособность, умение планировать, организаторские способности, и т.п.);
  • личностные (общительность, стрессоустойчивость, самостоятельность, лидерство и т.п.);
  • профессиональные (профессиональные знания и умения).

Определившись с ключевыми компетенциями, специалисты по подбору персонала подбирают комплекс методов, помогающих максимально выявить каждое качество. В результате, АЦ — это длительная процедура, занимающая от нескольких часов, до нескольких дней, в зависимости от задач, стоящих перед оценщиками.

Литература:

  1. Ассессмент-центр // портал Википедия// https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Стародетская О. Меня посылают в Ассессмент центр, бояться или радоваться? // портал Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру» //http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-14089/

Об авторе: Плевако Е.В., педагог-психолог ГБПОУ БГТК г. Белебей.

http://pedsovet.su/publ/165-1-0-5832


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 117 гостей и нет пользователей