Российская школа приступает к подготовке прислуги?

Утвержденные новые образовательные стандарты - это осознанное вредительство, считает эксперт

Какими качествами должны обладать прекрасный садовник или идеальная гувернантка? Безусловно, это превосходное знание языка той страны, где они работают, отличные физические данные, выносливость (попробуй-ка постриги весь день кусты на паре-тройке гектаров или перемой полы в 500-метровом пентхаусе!) и владение навыками оказания первой медицинской помощи. Также неплохо бы знать, как действовать при пожаре или наводнении.

Ну а если садовник или гувернантка еще знают родной язык с литературой и историю своей страны – цены им не будет в домах богатых эмигрантов из России: не только прекрасный работник, но и идеальный собеседник. Такой труд и стоит дороже. А уж если в уме считает быстро и не путается с платежками – вообще клад.

Когда хочешь узнать, какой будет твоя страна лет через 20, – не ходи к бабке и не гадай на таро. Просто зайди в школу и посмотри, как и чему учат сегодня детей, которые через 10 лет вступят во взрослую жизнь. А хочешь узнать все подробности – изучи образовательные стандарты, по которым уже сегодня готовят детей. Прогноз сложится сам собой, и вероятность его исполнения будет чрезвычайно высока. Знакомство с утвержденными федеральными образовательными стандартами для высшей школы практически не оставляет сомнений в том, что через десяток-другой лет выходцы из России просто порвут мировой рынок высококлассного обслуживающего персонала. И если подписанный документ не претерпит качественных изменений – увы, на большее рассчитывать не придется. Хотя бы потому, что сложно ждать инноваций от тех, кто в школьные годы явно «недобрал» физики и химии.

Да, это – не глупая шутка. В перечне обязательных (скажем так, строго обязательных, поскольку критерии «обязательности» в новых стандартах размыты) предметов для старшей школы нет ни физики, ни химии. Привет нанотехнологиям, здравствуй, швабра и серп с молотом. Предметы в хозяйстве необходимые, но при чем тут инновации? Опять же, кто спорит с тем, что физическая культура достойна быть в ранге обязательных? Достойна, и всегда была таковой в советской школе. Надо сказать, что прежние поколения, явно выигрывая у нынешних в физической крепости, выигрывали и в крепости интеллектуальной. Освоение космоса, как и весь технологический рывок в целом, было бы немыслимо, если бы все уроки физики были заменены на уроки, скажем, истории КПСС. А ведь наверняка и тогда был соблазн укрепить «партийное, коллективное, социалистическое сознание» у молодежи, но вот такой вышел парадокс. В осмеянной либеральными деятелями от образования советской школе был такой Стандарт, о котором теперь остается, вздыхая, мечтать.

Нет, конечно, будет несправедливым совсем уж ставить крест на существовании физической науки в наших краях. Да, физфак МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, МИФИ, МАИ еще поборются за абитуриента, вот только есть все опасения предполагать, что борьба эта будет происходить в совсем уж карликовой системе координат. В конце концов, много ли где смогут проявить себя выращенные не «благодаря», а «назло» технари-теоретики в стране, где они, как фактически признало Минобразования, просто не нужны? И пойдут талантливые молодые Капицы, Алферовы, Гинзбурги и Ландау в кузницы точных наук лишь затем, чтобы потом уже целенаправленно работать в зарубежных лабораториях или, в крайнем случае, доучиваться здесь на финансового брокера (математика-то, слава Богу, вошла в обязательный блок).

А физики, химики и генетики, поставленные российским образованием в разряд второго сорта, будут поднимать глобальные технокорпорации и теплыми летними вечерами на веранде пентхауса в предместьях Лос-Анджелеса или в Сингапуре, любуясь океаном, слушать рассказы на хорошем русском или чистом английском (ЕГЭ по иностранным языкам станет обязательным) рассказы о «России в мире» (название обязательного курса по новому федеральному стандарту) от бывших соотечественников.

В беседе с обозревателем KM.RU советник генерального директора издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов дал свою оценку утвержденным федеральным стандартам для старшей школы:

– Не рискованно ли доверять девятиклассникам самим определяться со своей будущей нагрузкой в старшей школе? Даже с учетом помощи родителей, учителей...

– Конечно же, очень рискованно! Трудно поверить, что среди миллионов школьников наберется много тех, кто способен сознательно выбрать себе нагрузку, которая не будет в конечном итоге идти в ущерб его образованию. Все это абсолютно не подготовлено, фактически никакого реального содержания за новым федеральным стандартом не стоит: это декларация о благих намерениях. Выбирать не из чего, реально этих курсов и их содержания в природе не существует.

Я неслучайно говорил и говорю: если раньше это было неосознанное вредительство (люди не понимали, что они делают, ошибались, были увлечены), то теперь, когда новые стандарты утверждены, это уже осознанное вредительство. Нужно ведь реально представлять себе, что то, что утверждено Минюстом, в реальности просто нереализуемо, эти положения просто не проработаны, не готовы. Есть лишь обещание, что еще ближайшие лет 8 будет продолжаться великий эксперимент. Но не будет и никакого великого эксперимента при такой работе – просто потому, что люди, разработавшие данные стандарты, не умеют работать. Над содержанием образования работают по-другому.

– В перечне строго обязательных шести предметов нет физики. Как-то странно это соотносится с взятым курсом на модернизацию, инновации...

– А это никак не соотносится с декларациями о модернизации. Мало того, введенные новые стандарты для старшей школы абсолютно противоречат нормальному вектору развития страны как таковому. Перед нами – образец сугубо административной логики тех людей, которые впустую потратили годы на разработку этих стандартов и израсходовали при этом огромные деньги – как минимум порядка миллиарда рублей. Конечно же, им теперь ничего не остается, кроме как доказывать, что разработанные и утвержденные ими новые образовательные стандарты для старшей школы – это благо. А как иначе?..

Читать полностью: http://www.km.ru/v-rossii/2012/07/02/reforma-obrazovaniya-v-rossii/rossiiskaya-shkola-pristupaet-k-podgotovke-prislug


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 144 гостя и нет пользователей