Третий урок физ-ры - это фантастика?

Урок физкультуры - печальное зрелище. Обшарпанный зал, два баскетбольных погнутых кольца, сетка свисает обрывками, маты грязно-коричневого цвета с торчащим из заплаток поролоном и старый добрый козел на подкосившихся ножках с потрепанным во всех местах тельцем...  И это еще благо. В некоторых школах вообще не знают, что такое спортзал...

И учитель лет шестидесяти в трениках с вытянутыми коленками и кроссовках, которые еще Олимпиаду 1980 года видели. Он подсаживает девочек на турник и комментирует в сердцах: «Ну что вы повисли как сардельки!»

 Приблизительно так выглядят уроки физ-ры во многих российских школах. И дети не шутят, когда рассказывают, что нормативы по лыжам пришлось сдавать на асфальте - снега не было - и в ботинках на три размера больше...  

На этом фоне требование от школ внести в обязательное расписание три урока физкультуры кажется недоразумением. Пока только два региона во всей стране выполнили задачу - Пензенская и Белгородская области. Я отправилась в Пензу посмотреть, что же получилось...  Ведь примером именно этой области рекомендовано пользоваться всем регионам.

Многопрофильная гимназия № 13. Типичное здание, дворик  ухоженный. Я уже хотела войти в здание школы, но замдиректора Марина ДАНИЛКИНА удержала меня за локоть:

- Нам на задний двор.

Стоило завернуть за угол школы, как перед глазами возник огромный современный физкультурно-оздоровительный комплекс. Внутри ребята заняты каким-то непростым делом - по очереди ныряют, теряются на какое-то время на дне, а потом всплывают и передают эстафету однокашникам. На скучную сдачу нормативов по плаванию совсем непохоже.

- Что это вы делаете? - хватаю я за руку парнишку, вернувшегося на твердую землю.

- Мобильник собираем. - Но увидев мое удивленное лицо, мальчонка пояснил: - Задание у нас такое. Упал в воду мобильный и разбился. Чем скорее мы его вытащим по частям, тем больше шанс, что он еще будет работать. Вот и пытаемся быстрее.

- Это урок физкультуры. Просто у нас нет типичной отработки нормативов. Мы максимально приближаем те или иные занятия к жизни. И проигрываем ситуации, которые могут случиться, - пояснила молодая учительница физкультуры. - Детям не так интересно просто нырять по команде. А некоторые и вовсе боятся. Но когда какое-нибудь задание или спасти кого-то надо... Вот тут все кидаются в бой и такие результаты показывают!

Девчонки и мальчишки продолжали, отталкивая друг друга, собирать мобильник.

В соседнем зале - физ-ра у десятого класса.  Ребята бодро занимались на тренажерах. Парни - на силовых, девушки - на кардио.

На улице другой класс - считали какие-то колышки, ставили палатку. Урок спортивного ориентирования. В следующий раз ребят закинут в лес - будут выбираться сами.

А на футбольном поле команда мальчишек пыталась сладить с девчачьей сборной. Но пока счет был 0:1.

Проходя мимо учительской, я поняла, с кого берут пример ребята. Прямо в тайной комнате педагогов на тренажерах занимались сами преподаватели. А остальные, ожидающие своей очереди, между делом заполняли журналы.

- В принципе у нас смешанные уроки физкультуры. Каждый класс занимается и в бассейне, и на тренажерах, и игровыми видами спорта. А для дополнительного часа каждый ребенок вправе выбрать любое направление и заниматься тем, что ему нравится. Главное - научить бережно относиться к своему здоровью, - заключила заместитель директора.

А В ЭТО ВРЕМЯ

На Украине отменят оценки по физкультуре


В украинских школах физкультпроблемы решили по-своему. Министр образования Украины ДмитрийТАБАЧНИК уверен, что оценки по предмету «физическая культура» надо просто отменить, а ввести систему зачет/незачет. По его мнению, этот урок - не учебная нагрузка, а отдых для ребят. Такое решение министр принял после участившихся трагических случаев во время занятий физкультурой.

Несколько лет назад правительство Украины запретило проводить на уроках физкультуры кроссы. Позднее было решено облегчить нормативы (в частности, по подтягиваниям). Однако и это не решило проблему.

Когда конкретно будет отменена система оценок на уроках физкультуры, пока не уточняется.

ТАК ДЕЛАЮТ В ПЕНЗЕ...

Неинтересно? Не будем!

В каждой пензенской школе три урока физкультуры. Как они проходят, зависит исключительно от учителя.

- Кто-то у нас занимается русской лаптой, кто-то всерьез увлекается спортивным ориентированием, акробатикой, пилатесом, а кто-то хореографией. Мы не запрещаем учителям физкультуры строить уроки на свой вкус. Если дети ходят с удовольствием и потом сдают нормативы, то разве нужно мешать?! - уверена замминистра образования Пензенской области Надежда СЕМЕНОВА. - У нас в школах уже пять лет три обязательных часа физкультуры. Если раньше родители многих детей покупали освобождение, то теперь на родительских собраниях просят дополнительные физкультурные кружки организовать.

В области пошли простым путем - сначала опросили ребят, что им интересно, а потом данные опроса отдали учителям физкультуры. Мол, делайте что хотите, но чтобы дети полюбили предмет. Сами ребята, которые числятся в органах самоуправления, помогали при разработке планов уроков. А потом выступали в роли наставников.

Благодаря этому в старших классах ребятам стали давать комплекс упражнений и проводить занятия, которые мальчишкам помогают накачивать мышцы, а девчонкам - поддерживать фигуру в хорошей форме и сбрасывать лишний вес. Естественно, это подкупило подростков. Малышей больше интересовали игровые формы и путешествия - поплавать паровозиком, преодолеть полосу препятствий, не заблудиться в лесу.

А учеников средней школы в большинстве своем втянуло в занятия спортивное ориентирование.

Пензенское правительство выделяло деньги на строительство споркомплексов и закупку нового инвентаря.

А ТАК ПРЕДЛАГАЕТ МИНОБРНАУКИ

Отличником стать непросто


С нового учебного года все образовательные учреждения страны должны будут ввести третий час физической культуры.

- Очень важно, чтобы учителя и руководители поняли, что с уроком физкультуры будет так же, как с питанием, - если оно невкусное, то можно повторять детям миллион раз, какое оно полезное, но все равно эта полезность окажется в мусорном ведре. И если урок физ-ры неинтересен, то целый класс будет ходить со справками об освобождении до выпускных, - уверен министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО. - А три часа физкультуры в современном мире - необходимость. И из стандартов старшей школы я также не считаю правильным вычеркивать это положение. Ребенок должен быть здоров.

По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Минобрнауки, больше 50 процентов школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10 процентов выпускников.

Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения. На уроках ребенок без движения в среднем проводит около 10 часов. Дефицит двигательной активности в младших классах составляет 35 - 40 процентов, а среди старшеклассников достигает 75 - 85 процентов.

- И если урок останется просто сдачей нормативов, то мы не решим проблему. Надо, чтобы ребенок понял, что такое здоровый образ жизни, и продолжал придерживаться его дома, - считает Фурсенко. - Для этого на уроке нужно объяснять, какое упражнение и зачем делать, что это дает. Как стать сильным, а как красивой.

При этом министр подчеркнул, что теперь учителем физкультуры не сможет быть человек в возрасте, который и сам школьный норматив не потянет.

- Преподаватель физической культуры должен являться наглядным пособием здорового образа жизни. Поэтому увольнений не избежать, - подчеркнул глава Минобрнауки.

Если говорить о самом уроке, то в корне изменяется подход к нему. Во-первых, появляется такое понятие, как «домашнее задание». Причем даже разработана специальная шкала оценок. Если ученик не будет дома выполнять заданные упражнения, то не сможет справиться с очередной задачей на уроке. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. Во-вторых, как отметил директор Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Александр Паршиков, стать отличником по этому предмету будет очень непросто. Если раньше достаточно было спокойно сдать нормативы, а то и просто погонять иногда мяч из угла в угол, то теперь у каждого ребенка будет своя шкала оценивания. Учитель будет смотреть не на то, сдан или не сдан норматив, а как ребенок самосовершенствуется.

- Я хочу, я могу и я что-то делаю - большая разница. Теперь будет учитываться прирост показателей, - уточнил чиновник.

В-третьих, больше уроки физкультуры не будут опираться на четыре вида спорта. Теперь базовыми становятся и легкая атлетика, и аэробика, и настольный теннис, и хореография.

За учителем остается право выбрать свой план урока. Но если дети будут продолжать брать справки об освобождении, его место будет занимать новый педагог.

- Физкультура - это возможность не только поддержать здоровье детей. Но только в том случае, если учитель научит любить свое здоровье, а главное, сможет вложить в головы ребят убеждение, что тот, кто не занимается физкультурой, - лузер! Такие учителя смогут удержаться на своих местах, - заключил Фурсенко....

А как, по-вашему, должен выглядеть урок физкультуры?

http://kp.ru/daily/25679/838509/



Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 43 гостя и нет пользователей