Годовой план работы методичесого кабинета РМК на 2009-2010 учебный год

Подробнее

Анализ работы методического кабинета
управления образования администрации
Прикубанского муниципального района
за 2008 – 2009 учебный год.


В 2008 – 2009 учебном году содержание и формы методической работы в районе определялись проблемой «Информатизация системы образования района». Основной целью деятельности методического кабинета являлось: обновление учебно-воспитательного процесса, содействие повышению качества дошкольного и общего образования в условиях модернизации образования на основе совершенствования методов и механизмов анализа и прогнозирования развития системы образования путем внедрения инновационных технологий исследования, мониторинга и оценки качества образования. А основными задачами:
содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития образования;
создание единой системы методического сопровождения, в целях удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений района;
создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

В районе создана определенная система методической работы.Большое значение методический кабинет придает формированию сети методических объединений в учреждениях образования Прикубанского муниципального района.В прошедшем учебном году работали 2 районных методических объединения учителей физкультуры, преподавателей ОБЖ, 11 районных ассоциаций учителей-предметников. Во всех учреждениях образования района функционируют методические объединения учителей начальных классов и классных руководителей. В 15 школах района педагоги участвовали в работе МО учителей естественно – математического цикла, в 16 –учителей гуманитарного цикла, в 5 – учителей иностранного языка, в 10 – учителей русского языка, в 5 – химии, биологии, географии, в 8 – воспитателей ГПД, в 8 – родного языка, в 5 – математики. РМО, ассоциации учителей - предметников действуют в соответствии утвержденными Положениями и обеспечивают реализацию целей и задач, стоящих перед районным методическим кабинетом. Координирует их работу Методический Совет. Большое внимание уделялось развитию творческого потенциала учителей, их самообразованию и саморазвитию. Деятельность методических структур отличается многообразием направлений, приоритетными из которых являются:
- методическое, информационное обеспечение образовательно- воспитательного процесса;
- совершенствование учебно-методических и дидактических материалов, обеспечивающих учащимся получение качественного образования;
- дифференциация обучения на основе индивидуальных особенностей личности ученика и требований управления качеством образования;
- методическое обеспечение информатизации учебно-вопитательного процесса.
В районе прочно закрепились такие формы методической работы как:
- консультации;
- тематические семинары;
- семинары - практикумы;
- школы управленческого мастерства для директоров школ,передового опыта, молодого учителя;
- мастер-классы, педклубы, презентации;
- круглые столы;
- смотры–конкурсы, конкурсы профессионального мастерства;
- творческие отчеты;
- методические фестивали и выставки;
- лектории и др.

Приоритетными направлениями деятельности МО педагогов детских садов района являются: создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физических качеств, интеллектуальных и творческих способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оздоровительная работа, формирование основ базовой культуры личности. В МДОУ «Ивушка» ведется работа по обучению дошкольников грамоте. Проводится трехлетний курс занятий по обучению детей чтению и однолетний курс по обучению письму (печатание букв, слогов и слов). В МДОУ «Улыбка» большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников. Работает кружок «Зимний сад», разработана экологическая тропа. Уже второй год в детском саду ведется работа над проектом «Растения красной книги», оформлен уголок горы «Сычевой», в стадии оформления находится «Сказочная поляна». Воспитателями ДОУ и ДОГ проводится работа по обучению детей правилам дорожного движения, безопасного поведения на улице. Оформлены уголки дорожного движения. В мае 2009 года на базе МДОУ «Улыбка» было проведено открытое занятие по правилам дорожного движения с участием инспектора ГИБДД.

Воспитательно-образовательный процесс организуется не только по традиционной программе (М.А.Васильева), но воспитатели используют также элементы инновационных программ: «Детство», «Развитие», «Я, ты, мы», «Мой дом природа». По формированию элементарных математических представлений используется методика Е.В. Зайцевой «Математика для дошкольника», по экологическому воспитанию «Юный эколог» под ред. С.Н. Николаевой и др. В результате проводимой работы дети, поступая в школу, умеют грамматически правильно оформить предложение, приобретают элементарные математические представления. Они более открыты, доброжелательны. У них ярко выражен интерес к учебной деятельности. Постоянно проходят выставки детских рисунков, ярмарки поделок из природного и бросового материала, в изготовлении которых принимают активное участие и родители воспитанников. Вся эта работа направлена на развитие художественного вкуса и эстетического воспитания дошкольников. Имеются уголки для родителей, где они могут увидеть результаты творческой деятельности своих детей.

В ДОУ района уделяется большое внимание здоровью детей. Оборудованы медицинские блоки, включающие кабинеты, изоляторы. В летний период (ДОУ «Ивушка») используется бассейн для закаливания и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий. В ДОУ и ДОГ практикуются прогулки детей босиком по траве, гальке, песку, воздушно-контрастное закаливание, прогулки на свежем воздухе. Для профилактики респираторных заболеваний применяется точечный массаж по Уманской, чесночное или хвойное одорирование воздуха, орошение горла йодо-солевым или фурацилиновым раствором (с согласия родителей). Педагогическая диагностика осуществляется по разделам программы. По ее результатам составляются перспективные планы.

Организуются и проводятся педсоветы в нетрадиционной форме: «Справочное бюро», «Лаборатория нерешенных проблем», «Устный журнал» и т. д. Методические объединения ДОУ работают в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Организуются совместные мероприятия: тематические вечера, выставки, семейные праздники, деловые игры и др. В октябре 2008 года на базе МДОУ «Улыбка» был проведен республиканский семинар «Мы дети твои, Россия», в котором приняли участие и воспитанники дошкольных групп СОШ: п. Майский, с. Светлое, с. Чапаевское, №1 а. Псыж. Коллектив детского сада «Улыбка» за участие в смотре-конкурсе «Моя семья, физкультура и я» по физкультурно-оздоровительной работе был награжден грамотой МО КЧР.

В ДОУ используются различные формы обучения детей. Воспитатели практикуют занятия по подгруппам, основные занятия сочетаются с кружковой работой. Реализуется принцип полифункционального использования помещений (изостудия, экологическая студия, физкультурный и музыкальные залы). Созданы условия для студийно-кружковой работы. В ДОУ «Улыбка» п. Кавказский имеется методический кабинет (ст. воспитатель Эбзеева И.Ю.), который имеет многофункциональное назначение: это и «педагогическая мастерская», где каждый воспитатель получает практическую помощь в работе с детьми и «творческий центр» побуждающий педагогов к совершенствованию педагогического мастерства и «уголок психологической разгрузки, где в тишине, среди цветов и зелени, педагоги отдыхают, знакомятся с новинками методической литературы.

Но вместе с тем, педагогам ДОУ района необходимо направить усилия:
- на совершенствование и улучшение работы по активизации речевого общения дошкольников на занятиях и в повседневной жизни;
- на улучшение культурно досуговой деятельности за счет введения элементов региональной культуры;
- на использование компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Районная ассоциация и методические объединения учителей начальных классов и ГПД большое внимание уделяли развитию ведущих учебных умений, формированию положительных поведенческих навыков учащихся. Продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию содержания образования, внедрению новых образовательных технологий, изучению систем индивидуального развития учащихся. По результатам проверок РМК успеваемость по чтению составила – 89%, качество знаний – 50%. Данные проверок показывают, что тенденция роста техники чтения невысока.
Учителя предшкольной подготовки большое внимание уделяли формированию психолого-педагогической готовности детей 5-6 лет к систематическому обучению в школе через развитие познавательной сферы ребёнка и обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих дошкольные учреждения.

Однако, МО начальных классов недостаточно уделяют внимание вопросам выявления и использования внутренних резервов повышения качества успеваемости в начальных классах, успешного применения в УВП эффективных форм и приёмов воспитания и обучения младших школьников. Методические объединения предметов общественно – гуманитарного цикла большое внимание уделяли отбору содержания, форм и методов обучения, рассчитанных на разные категории учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей. Районная Ассоциация учителей истории и обществознания работала над проблемами межпредметной интеграции на уроках истории и обществознания, вопросами организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников по истории.
По истории и обществознанию успеваемость за учебный год составила 98 %, качество знаний – 76% соответственно.
По карачаевскому языку успеваемость составляет 97%, качество знаний - 68 %.

Ассоциация учителей русского языка и литературы и школьные методические объединения решали проблемы повышения роли русского языка в развитии системы образования, подготовки к выпускным экзаменам по русскому языку в 9 классе в новой форме, совершенствования навыков успешного выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Успеваемость по русскому языку составила 97%, качество знаний52%. По литературе97% и67% соответственно. Результаты экзамена в 9 классе следующие: «5» получили 57 учащихся, «4» - 156 учащихся, «3» - 117 учащихся, «2» - 4 учащихся. Успеваемость составила 98,8%, качество знаний – 63,7%.

Методические объединения, районная ассоциация учителей иностранного языка шире стали использовать на уроках приемы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, уделяют внимание созданию психологически комфортного климата на уроках, ситуации успеха. Основной целью работы учителей иностранных языков является повышение профессиональной компетентности, реализация творческого потенциала, овладение знаниями и умениями исследовательской деятельности, повышение уровня преподавания предмета и качества знаний учащихся. Все учителя работали над конкретными темами по самообразованию, активно использовали в работе информационные технологии, элементы интенсивной и проектной методики, которые направлены на развитие творческой деятельности учащихся, повышение уровня преподавания и качества знаний воспитанников (СОШ п. Кавказский, п. Октябрьский, с. Чапаевское, с. Дружба).Для организации текущего и итогового контроля, для активизации деятельности учащихся путем охвата большего количества используется такой вид работы как тестирование. В 2009 году на районном этапе олимпиады учащиеся заняли15 призовых места: первых - 4,вторых - 5 и третьих - 6. В СОШ с. Дружба в полном объеме используется лингафонный кабинет. Многие учителя используют в работе элементы методик В.Ф. Шаталова, Игнатьевой – интенсивный метод обучения, Е.Н. Ильина - формирование научного мировоззрения познавательной деятельности, средства ТСО.Вместе с тем во многих школах учителя оценивают не уровень владения учащимися каждым видом речевой деятельности, а общее участие школьников в работе. При 100% успеваемости качество знаний по иностранным языкам составило 50%, методическим объединениям гуманитарного цикла необходимо работать над созданием системы целенаправленной работы учителей над развитием творческого потенциала учащихся, базы цифровых образовательных ресурсов по предметам.

Методические объединения учителей естественно – математического цикла, районные ассоциации учителей математики, химии - биологии, географии, физики, информатики большое внимание уделяли повышению качества проведения учебных занятий, на основе внедрения новых технологий, что позволяет значительно расширить самостоятельную работу школьников. Ассоциация учителей химии и биологии, школьные методические объединения работали над проблемами использования информационно-образовательных технологий, развития исследовательского мышления на уроках, инновационных подходов к оценке деятельности учащихся, развития устойчивого интереса к предмету.

Контроль состояния материально-технической базы кабинетов физики показывает, что оснащенность демонстрационным и лабораторным оборудованием недостаточно полная, но обновляется в рамках национального проекта «Образование». В этом учебном году кабинеты физики получили СОШ с. Светлое, с. Николаевское. В СОШ п. Майский и п. Кавказский обновлено лабораторное оборудование также в рамках Национального проекта. Ежегодный анализ материалов о выполнении государственных стандартов и программ по физике в школах района показывает, что программный материал и практическая часть программы изучается в необходимом объеме. Учителя физики, где нет в достаточном количестве необходимого оборудования, стремятся выполнять практическую часть программы, обмениваясь имеющимся оборудованием с соседними школами (СОШ с. Холоднородниковское, с. Пристань, с. Привольное, с. Ильичевское, с. Пригородное), или используют в работеинтерактивные доски и компьютерное оборудование для проведения лабораторных, практических работ, тестирования, подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ. (Кожуховская Л.Б. - СОШ п. Майский, Ефимова Г.И. – СОШ п. Ударный, Урусов Х.Х. - СОШ с. Дружба, Эдиева Л.М.- СОШ с. Таллык, Досманов П.А. - СОШ п. Кавказский).


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 46 гостей и нет пользователей