Годовой план работы мтодического кабинета на 2011-2012гг.

Подробнее

Анализ работы методического кабинета управления образования администрации Прикубанского муниципального района за 2010 – 2011 учебный год.

В 2010 – 2011 учебном году содержание и формы методической работы в районе определялись проблемой «Информатизация системы образования района». Основными задачами деятельности методического кабинета являлись:
- оказание поддержки образовательным учреждениям в изучении и внедрении образовательных стандартов нового поколения;
- совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с потребностями образовательных учреждений;
- развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс, координация и стимулирование поиска эффективных технологий;
- создание условий для повышения педагогического мастерства и развития творческого потенциала учителей;
- организация системы мониторинга и оказание помощи по проблемам обеспечения качества образовательного процесса.

В Прикубанском муниципальном районе сложилась определенная система работы с педагогическими и руководящими кадрами по созданию условий для совершенствования уровня их профессиональной подготовки и развития с учетом требований модернизации российского образования.

Методическая работа с педагогическими кадрами осуществляется, как на внутришкольном уровне (практическая реализация), так и во внешней системе через методические структуры муниципального уровня. Методическая сеть района характеризуется наличием методического кабинета в управлении образования, разветвленной структурой методических объединений.

В прошедшем учебном году работали 2 районных методических объединения учителей физкультуры и преподавателей ОБЖ, 11 районных ассоциаций учителей - предметников. Во всех учреждениях образования района функционируют методические объединения учителей начальных классов и классных руководителей. В 11 школах района работали МО учителей естественно – математического цикла, в 15–учителей гуманитарного цикла, в 3– учителей иностранного языка, в 8 – химии, биологии, географии, в 6– учителей русского языка, в 3 – воспитателей ГПД, в 3 – родного языка, в 7– математики, в 3- политехнического цикла, в 1 школе - истории, в 1 - искусства.
Во всех школах созданы методические советы, которые руководят всей методической работой, направленной на профессиональное развитие педкадров. Координирует их работу районный методический совет. Школьные и районные методические объединения, ассоциации учителей - предметников действуют в соответствии с утвержденными положениями и обеспечивают реализацию повышения квалификации педагогов. Большое внимание уделялось развитию творческого потенциала учителей, их самообразованию и саморазвитию.

Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма педагога осуществляется путем оказания помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации и содержании деятельности на уровне школ, удовлетворения образовательных потребностей учителей с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов. В районе прочно закрепились такие формы методической работы как:

- консультации, тематические семинары, семинары – практикумы, школы управленческого мастерства для директоров школ, передового опыта, молодого учителя, мастер- классы, педклубы, презентации, круглые столы, смотры – конкурсы, конкурсы профессионального мастерства, творческие отчеты, методические фестивали, выставки, лектории, оказание методической помощи на местах с выездом в образовательное учреждение и др.

Целью деятельности многоуровневой муниципальной методической службы является создание условий для реализации индивидуальной программы развития профессионализма педагогов на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений, возникающих в процессе образовательной деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности МО педагогов детских садов района являются создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физических качеств, интеллектуальных и творческих способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оздоровительная работа, формирование основ базовой культуры личности.

В 2010-2011 году в районе отмечается положительная динамика в развитии системы дошкольного образования, качество которого определяется состоянием здоровья детей, их эмоциональной активностью.

На сегодняшний день сеть дошкольных учреждений Прикубанского муниципального района представлена 4 детскими садами: «Улыбка п. Кавказский», «Ивушка» п. Ударный, "Радуга" с. Дружба и "Аленушка" п. Октябрьский. Детский сад «Радуга» с. Дружба был реконструирован из начальной школы и открыт в феврале 2011 года. Детский сад «Аленушка» п. Октябрьский был открыт после капитального ремонта в марте 2011 года. Однако меры, предпринимаемые администрацией района и управлением образования по обеспечению доступности дошкольного образования всем слоям населения, не решают проблему очередности. Неудовлетворенными остаются более 80 заявлений родителей на устройство в детский сад. На сегодняшний день дошкольные учреждения функционируют с перегрузкой санитарных норм в части предельно допустимой численности контингента воспитанников. Охват общественным дошкольным воспитанием детей с 1 года до 7 лет составляет по району 26%. Общее количество детей, охваченных дошкольным образованием составляет 553 ребенка, 209 из которых посещают дошкольные группы на базе 5 общеобразовательных школ: п. Майский, с. Чапаевское, с. Знаменка, с. Светлое, с. Счастливое.

Обеспечению качества образования в ДОУ способствует реализация основного содержания, направленного на обеспечение стандарта дошкольного образования.

Диагностика подготовленности детей к школе показывает, что у более 70% детей дошкольного возраста двигательная активность соответствует уровню развития двигательных навыков детей. Познавательное развитие детей составляет от 60 до 75%. Речевое общение, социальное развитие — от 50 до 80%. Детей, которые посещают детский сад, отличает хорошая контактность, умение быстро адаптироваться в новом коллективе. Выпускники МДОУ и ДОГ района хорошо осваивают школьную программу, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам.

В ДОУ района уделяется большое внимание здоровью детей. Оборудованы медицинские блоки, включающие кабинеты, изоляторы. В ДОУ «Ивушка» проводится кварцевание групп и столовой. В летний период используется бассейн для закаливания и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий. В ДОУ и ДОГ практикуются прогулки детей босиком по траве, гальке, песку, воздушно - контрастное закаливание, прогулки на свежем воздухе. Для профилактики респираторных заболеваний применяется точечный массаж по Уманской, чесночное или хвойное одорирование воздуха, метод ароматерапии (МКУО «СОШ п. Майский), в МДОУ «Улыбка» функционирует кружок «Малыши-крепыши».

Педагогическая диагностика осуществляется по разделам программы. По ее результатам составляются перспективные планы. Итоги фронтального, тематического контроля отражаются на «Экране контроля» и в тетради «Контроля и руководства». Организуются и проводятся педсоветы в нетрадиционной форме: «Справочное бюро», «Лаборатория нерешенных проблем», «Устный журнал» и т. д. ДОУ работают в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Организуются совместные мероприятия: тематические вечера, выставки, семейные праздники, деловые игры и др. Ведется большая работа по экологическому воспитанию. В ДОУ «Улыбка» п. Кавказский была оформлена «Сказочная полянка», рокарий «Уголок горы Сычевой», экологическая тропа, оздоровительный уголок (сосняк) и т.д.

Районная ассоциация и школьные методические объединения учителей начальных классов и ГПД большое внимание уделяли совершенствованию педагогического мастерства педагогов, повышению качества образовательного процесса через совершенствование урока как основной формы учебно – воспитательного процесса, внедрению новых современных и здоровьесберегающих технологий в рамках обеспечения базового образования. По результатам диагностики знаний учащихся по русскому языку успеваемость составила 88%, качество знаний – 46%.

Ассоциация учителей русского языка и литературы и школьные методические объединения решали проблемы повышения роли русского языка в развитии системы образования, подготовки к выпускным экзаменам по русскому языку в 9 классе в новой форме, совершенствования навыков успешного выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. По результатам диагностики успеваемость по русскому языку составила 88 %, качество знаний 46%. Третий год в школах района учащиеся 9 классов сдавали экзамен по русскому языку в новой форме. Успеваемость составила 100%, качество знаний - 45,9 %.

Ассоциация учителей истории большое внимание уделяла практической направленности преподавания предметов, проведению эксперимента по внедрению нового курса «История мировых религий». По результатам диагностики знаний учащихся успеваемость по истории составила 92 %, качество знаний – 56%.

Методические объединения, районная ассоциация учителей иностранных языков работали над проблемой компьютеризации учебного процесса, применения компьютерных программ в обучении, использования Интернета на уроках английского языка. Попутно также проводилась работа по сотрудничеству и обмену опытом учителей английского языка. Учителя английского языка вели большую внеклассную работу по предмету, что нашло своё отражение в подготовке и проведении предметных недель. Для организации текущего и итогового контроля, для активизации деятельности учащихся путем охвата большего количества используется такой вид работы как тестирование. В МОУ «Гимназия» с. Дружба» используется лингафонный кабинет. Благодаря использованию различных методов и форм обучения у учащихся повышается интерес к изучаемому предмету и соответственно качество знаний, которое составляет при 100% успеваемости от 30 до 70% в разных классах. Многие учащиеся обучаются в языковых и других учебных заведениях, где не испытывают особых трудностей при изучении иностранных языков.

В работе с учителями родного языка и литературы в 2010-2011учебном году большое внимание уделялось развитию творческого потенциала личности учителя, основываясь на находках народной педагогики и этнопедагогических традициях карачаевского народа. В декабре проводилась диагностика работы учителей района по развитию речи, формированию речевой культуры на уроках родного языка и литературы. В результате диагностики было выявлено, что некоторые учителя родного языка уделяют недостаточное внимание развитию устной речи учащихся, ограничиваясь только письменными видами работ. Им были даны рекомендации разнообразить устную работу с учащимися, чаще проводить встречи с представителями творческой интеллигенции карачаевского народа, литературные вечера, круглые столы. В целях повышения интереса учащихся к изучению родного языка в ноябре на базе РМК был проведен традиционный конкурс учащихся «Знатоки карачаевского языка». В конкурсе приняли участие учащиеся из 8 школ района. Первое место заняла Болатчиева Амина, учащаяся 10 класса МКУО «СОШ с. Чапаевское» (учитель Блимготова Л.А.), 2 место заняла Тебуева Лаура, учащаяся 8 класса МКУО «Гимназия с. Знаменка» (учитель Батчаева З.Ш. ), 3 место - Салпагаров Дахир, ученик 7 класса МКУО «Гимназия с. Дружба» (учитель Ижаева П.М.).

Методические объединения и районные ассоциации учителей естественно – математического цикла, большое внимание уделяли повышению качества проведения учебных занятий, на основе внедрения новых технологий, что позволяет значительно расширить самостоятельную работу школьников. Учителя математики серьезное внимание уделяли подготовке учащихся к ЕГЭ. По результатам диагностики успеваемость составила 75%, качество знаний- 49%.Экзамены по математике в 9 классе сдали все учащиеся. Уровень обученности составил 60,1%. Вместе с тем, недостаточно ведется работа с одаренными детьми.

Контроль состояния материально-технической базы кабинетов физики показывает, что оснащенность демонстрационным и лабораторным оборудованием недостаточно полная. Имеющееся оборудование классифицировано и систематизировано по разделам и темам. Кабинеты физики соответствуют необходимым санитарным нормам, тепловому и световому режиму, соблюдаются требования по технике безопасности.

Во всех школах района были проведены школьные олимпиады по физике. Правда, на следующем этапе (муниципальном) были представлены не все школы, что является недоработкой учителей. На муниципальном уровне учащиеся показали не высокие результаты.

По итогам 2010-2011 учебного года в школах района успеваемость по физике в 7-9 классах составила- 100% при качестве знаний - от 25 до 40%, в 10-11 классах успеваемость 100% при качестве знаний от 45%. Присутствует формализм в оценивании учащихся (завышение оценок), слабо ведется работа с одаренными детьми. В связи с этим необходимо направить работу на повышение уровня преподавания предмета и качества знаний уч-ся путем использования в работе новых форм и методов для повышения интереса уч-ся к предмету, больше внимание уделять работе с одаренными и слабоуспевающими детьми.

Учителя информатики в своей работе используют различные программы, учебные пособия, порой значительно отличающихся друг от друга по направленности изложения материала и глубине изучения отдельных вопросов. Планирование уроков информатики составляется в соответствии УМК под редакцией Угриновича, И.Г. Семакина, Л. Шауцуковой, Н.В. Макаровой.

Учащиеся принимают участие в районных и республиканских олимпиадах по информатике. В районном этапе по информатике лучшие результаты показали учащиеся МОУ «Гимназия с. Дружба», МОУ «Гимназия с. Знаменка», МОУ «СОШ с. Чапаевское». Из 6 победителей - 3 учащихся гимназии с. Дружба (учитель Урусов Х.Х.). На следующий учебный год учителям информатики необходимо обратить внимание на выбор учебно-методической литературы, на выполнение практической части - обучению основам программирования, на подготовку к участию в олимпиадах различных уровней, на повышение качества знаний, исключить завышение оценок.

Ассоциация учителей химии и биологии, школьные методические объединения работали над проблемами использования информационно-образовательных технологий, развития исследовательского мышления на уроках, инновационных подходов к оценке деятельности учащихся, развития устойчивого интереса к предмету. По результатам диагностики знаний учащихся по биологии при полной успеваемости уровень обученности составил 45%. По результатам республиканской олимпиады по биологии и экологии учащиеся МКУО «СОШ п. Кавказский» заняли 2 первых места. Вместе с тем, еще низкими остаются результаты районных олимпиад по химии.

Районная ассоциация учителей географии, школьные методические объединения осуществляли свою работу в условиях обновления содержания географического образования, модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки.

Результаты срезов по географии показали, что учащиеся овладели наиболее значимым содержанием тем, выделенных в минимумах, в объеме и на уровне, обеспечивающем способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание географической номенклатуры, основных фактов, основных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями). Все учащиеся выполнили обязательный минимум. Уровень обученности по географии за учебный год составил 52% при успеваемости 100% .

Районное методическое объединение преподавателей ОБЖ большое внимание уделяло формированию здорового образа жизни учащихся.

По результатам диагностики преподавателям-организаторам ОБЖ было рекомендовано разнообразить формы и методы преподавания курса ГО и ЧС, усилить практическую направленность курса ОВС и основ медицинских знаний. Для этой цели была полностью проверена материально-техническая база школ района и выявлены потребности учреждений в методическом сопровождении курса ОБЖ. С 31мая по 4 июня с учащимися 10 классов согласно программе ОБЖ проводились учебно-полевые сборы. Вся программа сборов реализовывалась на территории образовательных учреждений, а для прохождения огневой подготовки все учащиеся были вывезены на территорию военной мотострелковой части. На базе военной части учащиеся были грамотно проинструктированы о стрельбе и о методике подсчета результатов. Для учащихся была проведена обзорная экскурсия по всему парку военной техники, продемонстрированы новейшие виды боевого оружия. В учебно-полевых сборах приняли участие 95 учащихся 10-х классов из 17 школ района, что составило 98% учащихся, допущенных к прохождению сборов.

Районное методическое объединение учителей физкультуры решало задачи формирования интереса к занятиям физическими упражнениями, профилактики заболеваний, укрепления здоровья, физического развития, повышения работоспособности учащихся. Спортивно-массовая и физкультурно - оздоровительная работа в образовательных учреждениях района проводилась в соответствии с положением о спартакиаде школьников и по плану спортивно-массовой работы МО и науки КЧР. В 2010-2011 г. школы Прикубанского муниципального района приняли участие в соревнованиях по 6 программным видам спорта.

Районные соревнования по легкой атлетике проводились в сентябре 20010 года на базе МКУО «СОШ п. Кавказский». Результаты соревнований:

- 1 место заняла команда МКУО «Гимназия с. Дружба»;

- 2 МКУО «СОШ с. Счастливое»;

- 3 место МКУО «СОШ п. Кавказский».

Районные соревнования по настольному теннису и шахматам проводились в октябре 2010 года на базе СОШ с. Счастливое.

Результаты соревнований по теннису:

- 1 место «Гимназия с. Знаменка»;

- 2 место «СОШ с. Счастливое»;

- 3 место «СОШ с. Николаевское».

Результаты соревнований по шахматам:

- 1 место «СОШ с. Николаевское»;

- 2 место «Гимназия с. Знаменка»;

- 3 место «СОШ с. Чапаевское».

В мае прошли зональные и финальные соревнования по баскетболу среди учащихся старших классов на базе МКУО « СОШ с. Чапаевское».

1 место среди девушек заняла команда МКУО «СОШ п. Кавказский», 2 место -МКУО «СОШ с. Таллык», 3 место - МКУО «Гимназия с. Дружба».

Среди юношей I место заняла команда МКУО «СОШ п. Кавказский», 2 место - МКУО «СОШ с. Счастливое», 3 место - МКУО  «Гимназия с. Дружба

В марте на базе «СОШ с. Чапаевское» состоялись финальные соревнования по волейболу. Среди юношей I место заняла команда СОШ с. Счастливое, 2 место – СОШ с. Николаевское, 3 место- « СОШ с. Пригородное».

Среди девушек:

I место – Гимназия с. Знаменка;

II место – СОШ п. Кавказский;

3 место – СОШ с. Чапаевское.

В районных соревнованиях по футболу 21 мая 2011 года на базе СОШ с. Чапаевское

I место заняла команда СОШ с. Чапаевское, II место – СОШ с. Счастливое, 3 место - СОШ с. Николаевское.

Всего в спартакиаде школьников в зональных и финальных соревнованиях приняли участие 16 образовательных учреждений района, более 870 учащихся 5-11 классов.

Победители школьной спартакиады школьников по видам спорта приняли активное участие в республиканских соревнованиях: команда баскетболистов «Гимназии с. Дружба» заняла 2 место в первенстве школьников КЧР.

Волейбольная команда МОУ « СОШ с. Счастливое» заняла 2 место среди мальчиков и 3 место среди девочек в открытом первенстве города Черкесска среди школьников и первое место в республиканских соревнованиях по волейболу, посвященных Дню защиты детей. Команда «Гимназия с. Знаменка» заняла 3место в первенстве республики по настольному теннису среди девушек.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О проведении Всероссийских спортивных соревнований «Президентские состязания» в образовательных учреждениях района был проведен школьный этап. В нем приняло участие 3008 учащихся. Из них более 1200 учащихся начальных классов. Для них были организованы «веселые старты» и другие творческие конкурсы. Среди учащихся 5-11 классов состоялось спортивное многоборье, с детьми проводились тесты, определяющие развитие основных физических качеств. Классы - команды сдали нормативы в беге на 100 метров, в подтягивании, в подъёме туловища и в прыжках в длину с места. Мероприятия проходили при поддержке глав сельских поселений и депутатов советов сельских поселений. Всего в «Президентских состязаниях» приняло участие 216 классов - команд. Проведение тестов выявило, что сдача нормативов имела результативность от 70 до 94% в разных образовательных учреждениях. Что на 5-7 % выше прошлогодних результатов.

Успеваемость по предмету составила 100% при качестве знаний 98%. При этом 36 % проверенных учащихся не подтвердили свои теоретические знания по физиологии и истории олимпийского движения, а 14% не справились со сдачей физнормативов, что свидетельствует о формализме при выставлении оценок по физической культуре.

Методические объединения классных руководителей большое внимание уделяли патриотическому и экологическому воспитанию учащихся, применению здоровьесберегающих технологий.

Приоритетным направлением образовательного процесса в районе является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание в общеобразовательных учреждениях района проводилось по программе «Отечество». С целью ознакомления с историко-героическим прошлым народа проводятся экскурсии в музеи школ, продолжается сбор материалов о героях ВОВ, ветеранах войны и труда, героях России. Любовь к Отечеству, к родному краю формируется, прежде всего, средствами краеведения. Большой вклад в воспитание молодежи на героических традициях и истории родного края вносят школьные музеи. В нашем районе действуют 10 музеев. Районный смотр-конкурс музеев образовательных учреждений в этом году был посвящен 66- годовщине Победы в Великой Отечественной войне и проводился в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан России на 2008-2011 годы». По итогам районного смотра-конкурса историко-патриотических музеев в школах Прикубанского муниципального района I место присвоено музею «Истоки» СОШ п. Майский, 2 место - музею «Историко-краеведческий» СОШ с. Николаевское, 3 место - музею «Память» СОШ с. Привольное.»

С 21 января по 21 февраля проводился месячник спортивной и оборонно-массовой работы.

В районном конкурсе детских рисунков «Ратные страницы истории моего Отечества» лучшими стали воспитанники: МКУО СОШ с. Дружба, с. Чапаевское, п. Кавказский. В соответствии с планом мероприятий проводились уроки мужества, беседы, классные часы, вечера, встречи с воинами ВОВ и воинами-афганцами.

Конкурсы на лучшего чтеца «Солдаты победы» прошли в СОШ с. Чапаевское, с. Знаменка. В МКУО СОШ с. Дружба прошел конкурс инсценированной песни среди учащихся 9-11 классов. Смотр песни и строя прошел в ОУ п. Майский. В рамках месячника прошли соревнования «А ну-ка, призывник». 14 февраля учащиеся школ района приняли участие в митинге, посвященном Дню вывода войск из Афганистана.

Были совместно проведены военно-спортивные соревнования допризывной молодежи с РОСТО. 1 место заняла команда МКУО «СОШ с. Чапаевское», 2 место – МКУО «Гимназия с. Дружба», 3место – МКУО «СОШ с. Таллык».

По результатам месячника оборонно-массовой работы в районе лучшими школами стали СОШ с. Чапаевское, с. Дружба, п. Майский, с. Привольное, с. Николаевское, с. Таллык.

Управлением образования района был разработан план мероприятий по профилактике правонарушений. В ходе реализации плана в школах района были проведены следующие мероприятия: классные часы, круглые столы, этические беседы с родителями, родительские собрания. В целях воспитания современного человека, подготовленного к жизни, в школах созданы клубы «Подросток и закон», организованы встречи с работниками здравоохранения. В рамках мероприятий, посвящённых оперативно-профилактической операции «Дети Юга» проведены антинаркотические мероприятия. Ежегодно в школах проходят спортивные соревнования: «Спорт вместо наркотиков». Стало доброй традицией проводить семинар для старшеклассников по теме: «Равный обучает равного» совместно с работниками Республиканского наркологического центра. Во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях были проведены: день Здоровья, Всемирный день без табака, Международный день борьбы с наркотиками, Всемирный день борьбы со СПИДом. Все намеченные мероприятия по целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Прикубанском муниципальном районе на 2010-2011 годы» выполняются.

В образовательных учреждениях района велась активная природоохранная и эколого-биологическая работа. Особое внимание отводилось практической направленности экологического воспитания. Учащиеся школ района в сезонные периоды (осень – весна) занимаются практическим садоводством и огородничеством. В рамках районного конкурса пришкольных участков

1 место занял участок МКУО СОШ п. Майский,2 место - участок СОШ с. Чапаевское, 3 место – МКУО « Гимназия с. Знаменка».

В школах большая работа проводилась по привлечению детей к научно-исследовательской эколого-биологической работе. Под руководством своих научных руководителей дети разрабатывали различные проекты и успешно защищали их на разных уровнях. В апреле на базе Тебердинского биосферного заповедника проводился конкурс – акция «Инициатива юных - 21 века».

В номинации «Экология человека» приняла участие и заняла 1 место учащаяся 9 класса МКУО «Гимназия с. Дружба» Ижаева Светлана с работой «Энергетические напитки».

В номинации «Экология растений» 1 место заняла Текеева Аминат - ученица 8 класса МКУО «Гимназия с. Дружба» с работой «Биоиндикация воздушных масс с. Дружба» (научный руководитель кандидат биологических наук - Айбазова Фатима Унуховна).

В ежегодном конкурсе научно-исследовательских работ, который проводится Республиканским эколого-биологическим центром, ученица 7 класса МКУО « СОШ п. Кавказский» Аджиева Лейла заняла 2 место в номинации «Зоология». Она подготовила работу «Экологические причины исчезновения представителей отряда Таракановых из человеческого быта» (руководитель Гочияева З.У., кандидат сельскохозяйственных наук).

В течение 2010-2011 учебного года проводилось активное сотрудничество с Республиканским центром детского и юношеского туризма. В республиканском конкурсе «Молодёжь КЧР за чистую окружающую среду и здоровый образ жизни» общекомандное - 2 место заняли учащиесяся МОУ СОШ п. Майский.

В номинации исследовательский отчёт экологического состояния исследуемого объекта (родники у Сычёвых гор, речка Куршавка) – группа учащихся СОШ п. Майский заняла 1 место.

В номинации экологический фильм «Сохрани зелёную планету» - 1 место присвоено группе из СОШ п. Майский (режиссер - Иванов Вадим, ученик 7 класса, оператор - Лайпанов Артур, ученик 8 класса, автор дикторского текста – Эбзеева Аминат, ученица 8 класса.

В номинации экологический репортаж «Защитить природу родного края – защитить будущее планеты» Макарова Юлия заняла 3 место (руководитель - Кожуховская Лиля Борисовна).

А так же учащиеся МКУО СОШ п. Майский - Иванов Вадим и Шумская Анастасия заняли 2 место в республиканском конкурсе на лучшее туристическое путешествие.

Члены детского экологического движения «Зеленая планета» МОУ СОШ п. Майский приняли участие в международной фестивале «Детство без границ» и стали его лауреатами в номинации художественной фотографии «Природа вокруг нас», «Редкий снимок», а так же представили программу деятельности школьного волонтёрского движения.

Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работали над созданием системы обучения и воспитания, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно велась работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделялось формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам. Однако в следующем году необходимо решать проблемы:

- преемственности между разными ступенями обучения и между разными классами в рамках одной ступени путем своевременной координации программно-методического обеспечения, организации взаимопосещений уроков; - изменения структуры методической службы в связи с сокращением количества учителей и проблемами образования;- информатизации учебно - воспитательного процесса.

В 2010-2011 учебном году все школы работали по учебным планам, составленным на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КЧР. 13 школ района работали по учебным планам с русским (неродным) языком обучения, 2 с русским (родным) языком обучения и 3 с русским языком обучения (многонациональный состав). В СОШ п. Майский и МКУО «Гимназия с. Дружба» изучался предмет «Экономика», в СОШ п. Кавказский, в МОУ «СОШ п. Октябрьский», МОУ «Гимназии с. Дружба», МКУО «Гимназия с. Знаменка» изучался предмет «Риторика». В МКУО « СОШ п. Кавказский» ведется черчение. В МОУ «Гимназия с. Знаменка» ведутся спецкурсы «Театроведение», «География и туризм», «Экономика региона», «Проектно-исследовательская деятельность». В 2010- – 2011 учебном году во всех школах велась предпрофильная подготовка учащихся 9 классов. В МКУО «Гимназия с. Знаменка» и «Гимназия с. Дружба» учащиеся 10 и 11 классов занимались по индивидуальным учебным планам в рамках профильного обучения. Большое внимание уделялось в учреждениях образования района альтернативным подходам к организации обучения. Так, в форме экстерната завершили обучение 3 учащихся школ, а на индивидуальном обучении находилось 38 человек. Дистанционным обучением охвачено 10 учащихся.

С целью формирования психолого-педагогической готовности детей 5-6 лет к систематическому обучению в школе через развитие познавательной сферы ребёнка и обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих дошкольные учреждения организована предшкольная подготовка на базе 12 школ района (МКУО СОШ с. Николаевское, п. Октябрьский, п. Мичуринский, с. Холоднородниковское, п. Майский, с. Таллык, с. Пригородное, с. Привольное, с. Ильичёвское, с. Пристань, ООШ п. Водораздельный, гимназии с. Знаменка.)
Большинство педагогов района работает по самообразованию над проблемой внедрения информационных технологий в учебно - воспитательный процесс. К услугам учителей в школах созданы медиатеки, кабинеты информационных технологий, высокоскоростной доступ в Интернет, во многих школах учебные кабинеты оснащены компьютерами, телевизорами, ДВД, интерактивными досками. Информационно-коммуникационные технологии используются в ходе практически всех открытых уроков, проводимых в рамках школьных и районных семинаров, конкурса "Учитель года", мастер – классов, презентаций, классных часов. Современный урок уже никто не мыслит без использования медиаоборудования, а при аттестации на высшую категорию наши учителя показывают высокий уровень владения ИКТ.

Большую помощь в этом направлении педагогам оказывает районный методический кабинет. В рамках работы над районной методической проблемой «Информатизация системы образования района» в районе на базе районного методического кабинета и районного центра детского творчества регулярно проводятся консультации, семинары, тренинги.

На основе диагностики знаний умений и навыков учащихся, затруднений педагогических работников и администрации, диагностических карт, которые составляются в конце учебного года, для педагогов района были проведены методистами районного методического кабинета групповые и индивидуальные консультации по самым разнообразным вопросам организации учебно – воспитательной работы в учреждениях образования. Так, например, были проведены консультации по следующим темам:
- развитие и оздоровление детей дошкольного возраста,
- инновационные и развивающие технологии;
- применение средств наглядности при формировании химических понятий;
- подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий в итоговой аттестации по истории и обществознанию в 11 классах;
- методика работы с одаренными детьми на уроках физики, подготовка к олимпиадам различного уровня;
- организация работы ГПД в условиях сельской школы;
- комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9 – 11 классах;
- разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатек;
- компьютеризация школьной библиотеки;
- реализация практической составляющей школьного курса географии;
- методика планирования работы спортивной секции;
- планирование урока географии с применением ИКТ;
- система работы учителя ОБЖ по выполнению программы 5-дневных военных сборов;
- использование тестирования на уроках математики, подготовка к ЕГЭ и другие.

Одной из наиболее эффективных форм непрерывного повышения квалификации для управленческих команд школ являются постоянно действующие семинары-практикумы. Методическим кабинетом проводятся семинары для директоров и заместителей директоров, на которых анализируется деятельность образовательных учреждений по различным направлениям методической работы, а также определяются проблемные направления, нуждающиеся в первоочередной методической поддержке. Результатом этих семинаров является разработка и издание инструктивно-методических писем, методических материалов, изменение и корректировка планов работы образовательных учреждений.

Так, например, в рамках «школы управленческого мастерства» на базе МКУО «СОШ с. Чапаевское» проведен семинар «Совершенствование математического образования». На заседаниях клуба заместителей директоров по учебно-воспитательной работе «Поиск» «Управление качеством образования и методическая служба школы» в рамках районных семинаров рассматривались вопросы:

- организация работы по стимулированию учащихся с низкой учебной мотивацией (МКУО «СОШ с. Счастливое»);

- интернет-технологии как часть общей информационной культуры учителя (МКУО «СОШ с. Привольное»);

- система работы школы по подготовке к ЕГЭ (МКУО «СОШ с. Ильичевское»);

Для заместителей директоров по воспитательной работе были проведены семинары:
- духовно-нравственное воспитание учащихся (МКУО «СОШ с. Таллык);
- система работы по антинаркотическому воспитанию подростков (МКУО «СОШ п. Майский);
- воспитание патриотизма, толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма у учащихся (МКУО «Гимназия с. Знаменка»);

Постоянно на базе районного методического кабинета и учреждений образования для различных категорий педагогических работников района проводятся теоретические семинары, семинары - практикумы, тренинги, круглые столы.

Так, например, были проведены семинары:
- развитие речи и её задачи в детском саду (МКУДО «Улыбка»);
- развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста ( МКУО «СОШ с. Чапаевское»);
- совершенствование грамматических навыков и умений на уроках иностранного языка (МКУО «СОШ п. Октябрьский»);
- развитие познавательных интересов уч-ся на уроках информатики и во внеклассной работе (МКУО «СОШ п. Майский»);
- роль чтения и грамотности в современном мире (МКУО «СОШ п. Мичуринский»);
- библиотека против наркотиков ( МКУО «СОШ с.Чапаевское» );
- использование межпредметных связей на уроках химии (МКУО «СОШ с. Привольное»);
- использование методов, облегчающих восприятие учебного материала на уроках биологии (МКУО «СОШ с.Счастливое»);
- русское искусство художников 18-19 веков в МХК (МКУО «СОШ п. Кавказский»);
- организация внеклассной работы по музыке (МКУО «ООШ п. Водораздельный»);
- организация внеклассной работы по технологии (ООШ п. Водораздельный);
- исследовательская деятельность учащихся на уроках родного языка как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве (МКУО «Гимназия с. Дружба);
- развитие речи на уроках карачаевского языка и литературы (МКУО «СОШ с. Таллык );
- нравственное воспитание на уроках родного языка и литературы (МКУО «Гимназия с. Знаменка»);
- «Рациональное распределение времени на уроке физической культуры» (МКУО СОШ с.Таллык);
- воспитательный потенциал краеведческого компонента на уроках географии (МКУО «Гимназия с. Дружба»);
- использование нетрадиционных методов обучения на уроках ОБЖ (МКУО «СОШ п. Октябрьский»;
- основная образовательная программа ФГОС НОО – проблемы и перспективы (МКУО «СОШ п. Майский»);
- создание условий для развития самостоятельной инициативной деятельности на уроках истории (МКУО «СОШ п. Майский»);
- карта, наглядность и пространственное мышление на уроках географии (МОУ «СОШ с. Привольное»);
- развивающая деятельность: развитие творческих способностей детей в ГПД (МОУ «СОШ п. Мичуринский») и другие.

Вновь назначенные руководители повышали свою квалификацию в «школе молодого руководителя», где рассматривались вопросы методики анализа урока, современные подходы к анализу и планированию работы ОУ, виды и роль мониторинга в деятельности образовательного учреждения, организации деятельности школьного методсовета и т.д.

Большая работа проводилась для учителей - неспециалистов и не имеющих педагогического образования по вопросам планирования уроков и методике их проведения, использованию новых технологий, методике составления поурочных планов.

В рамках постоянно действующего семинара руководителей школьных методических объединений рассматривались вопросы нормативно-правового обеспечения деятельности методической службы ОУ, планирования и анализа работы школьного методического объединения, модели методической службы в ОУ, формы и методы методической работы, методические подходы к выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

С целью развития педагогического мастерства за всеми молодыми специалистами в школах закреплены наставники, которые оказывали помощь в организации самообразования, учебно - воспитательного процесса. Для молодых специалистов в образовательных учреждениях и при районном методическом кабинете работали школы молодого специалиста, где для них проводились открытые уроки, консультации, стажировки.

Большую роль в профессиональном развитии педагогов играет аттестация. Организация и проведение аттестации педагогических кадров района, а также диагностика позволяют выявлять их образовательные потребности и затруднения.

В 2010-2011 учебном году прошли аттестацию 165 человек, что составляет 26, 8 % от общей численности работников образования.

На высшую квалификационную категорию было аттестовано 40 человек (6,5% от общего числа педработников).

На 1 квалификационную категорию аттестовано 108 человек (17,5 % от общего числа педработников). Из них 9 руководителей аттестовались впервые в обязательном порядке, как вновь назначенные. На 2 квалификационную категорию аттестовалось – 17 человек (2,8 %).

Возросло количество аттестованных на высшую категорию руководящих работников образовательных учреждений. 5 директоров и 3 заместителя директора получили высшую категорию.

Немаловажное значение в деятельности методического кабинета играет проведение работы по выявлению образовательных потребностей педагогических и руководящих кадров, содействие созданию организационно-педагогических условий для их реализации в системе повышения квалификации и переподготовки, осуществление, прогнозирование и планирование этой работы во взаимодействии с РГУ «КЧИПКРО». В течение учебного года 25% педагогических работников учреждений образования прошли курсы повышения квалификации.

Проводилась определенная работа по изучению и распространению опыта работы педагогических работников. Так, в течение года работали районные школы передового опыта и мастер- классы учителей, победителей конкурса лучших учителей предыдущих лет:

Айбазовой Ф.У, учителя биологии МКУО «Гимназия с. Дружба»;
Лучкиной Н.М., учителя географии МКУО «СОШ п. Кавказский»;
Хачировой Л.Т., учителя начальных классов МКУО «СОШ с. Чапаевское»;
Темирезовой Л.Ч., учителя начальных классов МКУО «СОШ с. Чапаевское»;
Бердиевой Т.Т., учителя начальных классов МКУО «СОШ с. Привольное»;
Кечеруковой С.С.,  учителя физики МКУО «СОШ с. Николаевское»;
Каппушева И.И., учителя географии МКУО «Гимназия с. Знаменка»;
Бедраевой Л.У., учителя начальных классов МКУО «СОШ п. Октябрьский»;
Терещенко Л.И., учителя русского языка МКУО «СОШ п. Кавказский»;
Чотчаевой К.А., учителя русского языка МКУО «СОШ с. Николаевское».

На заседании районного методического совета были заслушаны опыты работы:

- учителя начальных классов МКУО «СОШ п. Кавказский» Дотдуевой З.С.;
- учителя химии и биологии МКУО «СОШ п. Майский «Школа здоровья» Михайличенко И.Н. «Экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время»;
- заместителя директора по учебно-воспитательной МКУО «СОШ п. Кавказский» Байрамуковой О.М. по руководству методической работой в ОУ.

С целью ретрансляции передового педагогического опыта в районе проведен педагогический фестиваль по обобщению опыта «Секреты мастерства». В рамках, которого проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия, открытые заседания методических объединений, творческие отчеты учителей, выставки из опыта работы, дидактического материала, конкурсы педагогического мастерства.

Все учителя, претенденты на квалификационные категории выступали с опытом работы на заседаниях районных ассоциаций учителей - предметников, проводили семинары и мастер-классы для педагогов района.

Большая методическая, консультационная и организационная поддержка оказывалась педагогам и образовательным учреждениям, участвующим в конкурсах, проводящихся в рамках реализации национального проекта «Образование». В 2011 году в конкурсе лучших учителей приняли участие 2 человека.

Большое значение в районе придается проведению районного конкурса «Учитель года». В этом учебном году в конкурсе приняло участие 5 учителей. Победителем стал Хапаев Ш.А., учитель географии МКУО «СОШ с. Чапаевское».

Впервые в районе был проведен конкурс «Лучший педагог - психолог». 1 место заняла педагог - психолог МКУО «СОШ п. Ударный» Герюкова А.Б .

В республиканском конкурсе учителей родного языка приняла участие учитель МКУО «СОШ с. Пристань» Узденова Л.С. По итогам конкурса она была награждена в номинации лучший мастер-класс.

В августе 2010 года коллектив МКУДО «Улыбка» п. Кавказский принял участие в республиканском смотре-конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в ДОУ, где получил 2 место и диплом. Яковенко О.В., воспитатель МДОУ «Ивушка» п. Ударный заняла третье место в республиканском конкурсе «Воспитатель года — 2011».

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Методический кабинет управления образования серьезное внимание уделял организации экспериментальной работы, пропаганде инноваций и отслеживанию их результатов.

В течение года на базе МКУО «СОШ п. Майский «Школа здоровья» работала пилотная республиканская площадка по апробации нового образовательного стандарта начального общего образования.

МКУДО «Улыбка» п. Кавказский является «пилотной площадкой» по апробации введения в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Во всех школах района также был введен курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 и 5 классах.

На базе 4 школ района работали муниципальные экспериментальные площадки.

В МКУО «СОШ п. Майский «Школа здоровья» в режиме эксперимента организована работа по программе «Здоровье».

В МКУО« СОШ с. Светлое» учитель карачаевского языка Текеева А.Э. вела эксперимент «Воспитание учащихся на традициях и обычаях народов КЧР». Итоги работы по проводимому эксперименту были заслушаны и одобрены на заседании районного методического совета.

По проблеме «Формирование исследовательской компетентности в условиях профильного обучения» ведется эксперимент в МКУО «Гимназия с. Дружба».

Четвертый год ведется экспериментальная работа в МКУО «Гимназия с. Знаменка» «Содержательные компоненты инновационного образования в условиях сельской школы».

Активно осуществляется инновационная деятельность в ДОУ района. Все ДОУ используют в работе комплексные программы нового поколения («Радуга», Детство», «Развитие», «Наш дом природа» и др.), которые представлены занятиями развивающего обучения, также занятиями, имеющими эстетическую направленность: музыка, театральная игра, которые ориентированы не только на активизацию творческого потенциала и эмоциональной сферы, а также на более глубокое развитие у ребенка таких качеств как мышление, память, внимание.

Учитель русского языка МКУО «Гимназя с. Дружба» Гедугова М.Я. работает над проблемой интенсивного обучения речи на уроках русского языка.

Методику опережающего обучения используют учителя русского языка Чотчаева З.Ш., Байрамукова Ф.А., Эбзеева Л.А., учитель физкультуры Чотчаев Н.О., учитель начальных классов Айбазова Л.У. этой школы.

Образовательную программу «Школа 2100» в своей работе использует учитель истории МКУО «СОШ п. Октябрьский» Петрич И.А.

Учителя начальных классов МКУО «СОШ п. Майский «Школа здоровья» Эбзеева А.Ш. и Лысенко А.А. работают над проблемой «Использование информационных технологий в здоровьесберегающих программах».

Байрамукова Р.А., учитель начальных классов МКУО «Гимназия с. Знаменка» разрабатывает проблему коррекции и развития речи младших школьников.

Учитель родного языка этой школы Батчаева З.Ш. использует на своих уроках технологию личностно - ориентированного, информационно-коммуникативного обучения.

Учитель английского языка МКУО «СОШ с. Счастливое» Коркмазова Л.Х. работает над развитием устной речи с помощью опорных схем.

Методику дифференциации обучения математике на основе обязательных результатов применяет в своей работе учитель МКУО «СОШ с. Холоднородниковское» Чагарова С.А.

Учителя МКУО «СОШ с. Ильичевское» Эркенова Н.М. и Гочияева К.К. при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике и русскому языку используют ИКТ.

Проектный метод обучения используют в своей работе учителя МКУО «СОШ п. Октябрьский» Узденова З.Б., МКУО «Гимназия с. Знаменка» Каппушев И.И., МКУО «СОШ п. Кавказский» Тохчукова В.Б.

Урусов Х.Х., учитель гимназии с.Дружба разработал и использует в работе программу «Использование компьютерных средств оценивания результатов обучения»

Эдиева С.А., учитель русского языка МКУО «СОШ с. Таллык» также работает над проблемой «Использование компьютерных средств в процессе контрольно - оценочной деятельности».

Большое внимание уделялось методическим кабинетом диагностике состояния образовательно-воспитательного процесса и информационных потребностей педагогических кадров. Так в течение учебного года методистами был проведен мониторинг состояния преподавания и качества знаний учащихся по физике, по родному языку и литературе, по русскому языку в начальных классах.

В декабре проводилась диагностика работы учителей района по развитию речи, формированию речевой культуры на уроках. В целях диагностики состояния преподавания физической культуры в школах района проводилось изучение выполнения программного материала. Изучались система работы учителей русского языка по предупреждению орфографических ошибок и учителей истории и обществознания по проведению вводного контроля учащихся 10-11 классов на уроках истории, система работы учителя географии по проверке и оценке знаний учащихся. В апреле этого года осуществлялась проверка состояния уровня преподавания химии в 10-11 классах.

Изучались система работы классных руководителей по организации работы с родителями и система работы зам. директоров по воспитательной работе по организации методической работы с классными руководителями, роль школьных библиотек в воспитании и образовании учащихся.

Улучшилась материальная база районного методического кабинета. На базе методического кабинета имеется библиотека с большим фондом периодических изданий, однако недостаточно учебной и методической литературы. В настоящее время все методисты имеют компьютеры и доступ к сети Интернет. Пятый год функционирует сайт районного методического кабинета.

В целях совершенствования методической работы как средства управления качеством профессиональной компетентности педагогических кадров, перед муниципальной методической службой Прикубанского района 2011-2012 учебном году стоят следующие задачи:
• обеспечить информационную поддержку образовательного процесса, инновационной и методической работы во всех образовательных учреждениях района;
• расширять возможности повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с профессиональными потребностями педагогов;
• осуществлять изучение, исследование, анализ инновационной педагогической практики в образовательных учреждениях;
• рассматривать изучение, обобщение и внедрение инновационного педагогического опыта как мощный ресурс для развития муниципальной системы образования;
• проектировать и планировать деятельность профессионально - методического образования учителя на основе анализа профессиональных потребностей педагога с учетом новых тенденций в развитии педагогической науки и практики;
• осуществлять методическое сопровождение опытно-экспериментальной и исследовательской работы;
• проводить экспертизу результатов педагогической и методической деятельности, ее коррекцию;
• осуществлять переход к методическому сервису, направленному на удовлетворение актуальных и выявление потенциальных образовательных потребностей педагогов;
• содействовать созданию единого информационного образовательного пространства в районе с выходом в информационные сети.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 321 гость и нет пользователей