КАКОЙ ЕГЭ НАМ НУЖЕН? – МНЕНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

Российские парламентарии продемонстрировали разное отношение к ЕГЭ – от резкого неприятия до полной солидарности с принципами единого государственного экзамена. В интервью REGIONS.RU/"Новости Федерации" многие политики высказались за выборочное использование отдельных удачных идей, заложенных в концепцию ЕГЭ.

Сдача ЕГЭ в этом году ожидаемо началась со скандалов. 14 июня победитель конкурса "Учитель года России – 2007" Дмитрий Гущин сообщил, что в соцсети "ВКонтакте" были выложены реальные задания экзамена по математике, а ответы за оговоренную плату рассылались школьникам на мобильные. На следующий день правоохранители сообщили о задержании студентов, которые сдавали ЕГЭ по математике вместо школьников в московском центре образования № 264.

Глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что это вызвано самой природой ЕГЭ. По его словам, попытки создать какой-то автоматизированный экзамен всегда кончаются такими результатами, это проходили уже практически все страны, которые внедряли такого рода экзамены. "Фактически знания оцениваются заочно, только на основе решения каких-то тестовых заданий… При нынешнем уровне развития информационных технологий очень легко через систему коммуникаций получить доступ к реальным заданиям, вариантам решения и, таким образом, получить желаемый ответ. Для этого достаточно иметь мобильный телефон под рукой", - считает эксперт.

Единственным средством борьбы против этого является традиционная, классическая форма экзамена, когда выпускник глаза в глаза находится перед комиссией, когда он в состоянии показать свои возможности, способности отвечать на вопросы, то есть, показать свой уровень – не заочно в тестовой форме, а непосредственно перед членами комиссии. Надо искать другие формы сдачи. ЕГЭ сам по себе как автоматизированная форма экзамена обречен.

Между тем все слышнее становятся голоса тех, кто советует не воспринимать ситуацию с ЕГЭ столь эмоционально. Так глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин со ссылкой на свои данные утверждает, что количество нарушений снижается и становится совсем незначительным. Он советует не паниковать, а следить за соблюдением законности. "Обеспечить, чтобы учащийся не проносил в пункт приема ЕГЭ мобильный телефон, – разве для этого много чего надо?" – спрашивает депутат.

Схожее мнение высказывает самарский политолог Андрей Перла. Он убежден, что ЕГЭ – это "самое лучшее, что можно было сделать с российским образованием". ЕГЭ, по его словам, означает не только стандартизацию и переход к объективным критериям оценки знаний, но и дает реальную возможность для снижения уровня коррупции. По мнению Перлы, ЕГЭ не увеличивает количество пороков системы образования, а делает их заметными. "Это вылезла на поверхность болезнь нашей системы образования, которая процедурой сдачи экзаменов не лечится", - утверждает политолог.

Суть этой концепцию хорошо изложил один из комментаторов в блоге Перлы: "Российскому образованию дали отличный "градусник". Раньше измерение температуры происходило прикладыванием ладошки ко лбу. Градусник же показывает ту температуру, которая есть. А лечить болячки образования нужно иными методами, нежели проклятьями в адрес ненавистного градусника".

Между тем концепция "градусника" не учитывает, что реальные измерения приходится проводить в слишком разных условиях. Регионы с традиционно более высоким уровнем коррупции с введением ЕГЭ получили серьезные конкурентные преимущества. О ситуации с "липовыми" отличниками из кавказских республик писали многие. Характерный факт привела недавно телеведущая, член Общественной палаты Тина Канделаки: по ее словам, в этом году начиная с марта в Краснодарском крае многие родители активно переводили своих детей в школы Адыгеи.

Как вы считаете, ЕГЭ ухудшает ситуацию с образованием или просто делает более заметными уже существующие нарушения? Какую систему сдачи экзаменов вы считаете оптимальной для России и почему? С такими вопросами корреспонденты REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

***

Regions.Ru регулярно проводят мониторинг мнений российских законодателей и священнослужителей о ситуации в среднем образовании и о едином государственном экзамена.

 "Целиком и полностью" разделяет принцип ЕГЭ заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Самарской области Константин Титов.

"ЕГЭ – это нормальная форма сдачи экзамена, которая к тому же дает реальную возможность детям из отдаленных регионов поступить в центральные вузы, поэтому ЕГЭ должен быть", - заявил сенатор.

Парламентария, по его словам, не смущают скандалы, которые ежегодно сопровождают единый госэкзамен. "Просто ЕГЭ выпячивает все те перекосы, недочеты, которые были и раньше на школьных экзаменах", - объясняет Титов, добавляя, что и советская форма сдачи школьных экзаменов не была лишена различного рода нарушений. "В советское время тоже списывали на экзаменах, и учителя также писали за учеников сочинения", - утверждает политик. "Единственное, не было мобильных телефонов и компьютеров, зато рукописные шпаргалки были всегда", - подчеркивает сенатор.

Он также обращает внимание, что, будучи школьником, не раз наблюдал за тем, как его одноклассники отпрашивались во время экзаменов в туалет. Причем, как отмечает парламентарий, отпускали не всех. "Троечников, как правило, нет. Но если видели, что кто-то из идущих на золотую медаль не может, например, решить задачку, то его обязательно отпускали и затем, по возвращении, он все спокойно дописывал", - рассказал политик.

"Так что нам надо сбрасывать с себя оковы прошлого, двигаться вперед и ЕГЭ нам в этом поможет!", - резюмировал Константин Титов.

 "Недолюбливает" ЕГЭ заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Самарской области Валерий Парфенов.

"Я один из тех людей, которым ЕГЭ не по душе", - признался сенатор.

На взгляд парламентария, схематичный экзамен, коим является ЕГЭ, подразумевает такие же схематичные ответы, что отучает детей мыслить. "Схематика сковывает мышление, доводя его до автоматического восприятия происходящего. При ответе на вопрос человек не пытается докопаться до сути. Зачем? Ведь ответ подразумевает "да" или "нет", - указывает Парфенов, разочарованно замечая, что сегодняшнее поколение молодежи или как его еще называют "поколение Игрек", "ориентировано не на движение солнца, а на движение курсора по компьютерному монитору, на регистрацию в социальных сетях, на последнюю модель мобильного телефона".

Вместе с тем политик не полностью отвергает ЕГЭ. Он полагает, что историю и некоторые другие предметы можно сдавать по этому принципу. Одновременно сенатор считает необходимым в качестве экзамена оставить сочинение, что "поможет и русский язык не забыть, и подстегнет детей к чтению литературы", а также оставить классическую схему сдачи экзаменов "глаза в глаза". "Таким образом, я склоняюсь к смешанной системе сдачи экзаменов", - подытожил Валерий Парфенов.

 Не согласен с теми, кто считает, что система ЕГЭ ухудшила ситуацию в российском образовании, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Единая Россия" Гаджимет Сафаралиев.

"ЕГЭ – это достаточно эффективный способ проверки знаний учеников и качества преподавания в школах основных предметов", - заявил депутат. Как отмечает парламентарий, единый госэкзамен предполагает "довольно глубокое проникновение в предметы". "Чтобы ответить на один вопрос экзамена, необходимо освоить пять-семь параграфов учебного материала", - привел пример Сафаралиев. Кроме того, по его словам, система ЕГЭ дает государству "возможность контролировать ситуацию с уровнем обучения в российских школах".

Вместе с тем депутат признает проблему с разного рода злоупотреблениями на почве ЕГЭ. "Но это связано уже с особенностями нашего общества", - отметил он. "Это и коррупционная составляющая, и желание родителей обеспечить своим детям наилучшие результаты экзамена для последующего поступления в вузы", - указал парламентарий. Со своей стороны политик выразил надежду, что "со временем ситуация будет меняться". "Думаю, у людей станет больше понимания того, что только с реальными знаниями можно достичь успехов в жизни, найти хорошую работу", - считает Гаджимет Сафаралиев.

 "Безусловно, против введения ЕГЭ в систему российского образования" выступал заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов.

"И сегодня мы видим, что ни один из пунктов, которые приводились в качестве обоснования необходимости ЕГЭ, не оправдал себя", - отметил депутат.

Шудегов, в частности, обратил внимание на звучавшие обещания о том, что с введением тестовой системы в сфере образования исчезнет коррупция. "Но она не только не исчезла, а выросла, по данным МВД, в два с половиной раза", - указал парламентарий. По его словам, "не приходится говорить и об объективности в оценке знаний выпускников". "Взять хотя бы нашумевшую историю со студентами журфака МГУ, которые допустили громадное количество ошибок в проверочном диктанте, причем среди них были и те, кто поступал с наилучшими результатами по ЕГЭ", - напомнил депутат.

Политик является сторонником возвращения к традиционной системе сдачи выпускных школьных экзаменов, которая предусматривает "непосредственное общение преподавателя с экзаменуемым". При этом Виктор Шудегов отметил, что во многих развитых странах "даже наличие системы, аналогичной ЕГЭ, не исключает необходимость вступительных экзаменов в вузах".

 "Сторонником традиционной системы" сдачи школьных выпускных экзаменов выступает член Комитета Госдумы по финансовому рынку, член фракции КПРФ Борис Кашин.

"То лучшее, что было наработано в области образования в советское время, терять недопустимо", - заявил депутат.

Парламентарий обратил внимание, что не раз обсуждал практику ЕГЭ с деканами разных факультетов. "Если раньше они поддерживали эту систему, то теперь просто хватаются за голову, когда видят, какие "кадры" поступают к ним на учебу", - указал депутат, заметив, что "сегодня за ЕГЭ никто из них уже не выступает".

В то же время Кашин выразил уверенность, что "если добиться отмены ЕГЭ, это не будет означать автоматического повышения качества образования в стране". "Нужно в комплексе решать проблемы, связанные с общей деградацией школьной программы, с низкими зарплатами учителей и т.д.", - считает политик. По словам Бориса Кашина, "когда в провинции школьный учитель получает зарплату в 6 тысяч рублей, ни о каком повышении уровня образования речи быть не может".

 Резко отрицательную позицию по отношению к ЕГЭ занимает Хусейн Чеченов, ранее возглавлявший в Совете Федерации Комитет по образованию и науке и представлявший в СФ правительство Кабардино-Балкарской республики.

"ЕГЭ не может быть инструментом государственной системы аттестации выпускников средней школы", - заявил экс-сенатор. "Он не способствует глубокому изучению математики, физики, химии, биологии, безусловно, русского языка, литературы, то есть тех предметов, на которых должна базироваться модернизация страны", - утверждает Чеченов.

Бывший парламентарий также обращает внимание, что сегодня ЕГЭ становится "пропуском в высшее образование". "Но зная, как получают заветные проходные для вузов баллы, это в корне неверно", - подчеркивает экс-сенатор.

Одновременно он считает необходимым оставить тестовую экзаменационную форму как показатель уровня образования учеников в субъектах РФ. "Такой проверочный ЕГЭ можно было бы практиковать во всех российских школах, начиная с 8 класса. Периодическое тестирование, так называемый промежуточный ЕГЭ, позволит ребятам подтягивать отдельные предметы в преддверии основных выпускных экзаменов за 9 и 11 классы", - поясняет бывший парламентарий.

Что же касается формы сдачи выпускных школьных экзаменов, то здесь Чеченов категоричен – "должно быть только прямое общение человека с человеком, то есть преподавателя с выпускником". При этом экс-сенатор замечает, что никакой коррупционной составляющей здесь нет, поскольку экзамены всегда принимает не один преподаватель, а комиссия. "Между тем последние истории с ЕГЭ показали, что коррупция при нем цветет пышным цветом", - подытожил Хусейн Чеченов.

http://www.regions.ru/news/parl/2360244/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 109 гостей и нет пользователей