Каково быть сегодня учителем на селе?

Руководители сферы образования всех уровней не устают говорить, что сельская школа – объект их общего внимания и заботы. В Алтайском крае стараются соответствовать этому утверждению: предлагают материальное вознаграждение за работу в глубинке молодым выпускникам педвузов, проводят конкурсы для всех остальных. Всероссийские Титовские педагогические чтения, второй год устраиваемые на Алтае, – еще один пример того, как власть публично демонстрирует почтение сельским учителям. За что же их стоит так особо благодарить? Виктор Зырянов – учитель истории и обществознания Шипуновской средней школы – в этом году за свой просветительский труд получил губернаторскую премию. По нашей просьбе он рассказал о том, что беспокоит сегодня сельского учителя.

Широкий профиль

– В августе этого года исполнится ровно 40 лет моей педагогической карьере. Многие удивляются, ведь я еще даже не достиг пенсионного возраста. На самом деле в таком явлении нет чуда, просто работать я начал очень рано.

Случилось так потому, что сразу после школы в институт я не поступил – завалил экзамен по английскому. Было очень обидно с такой неудачей возвращаться в деревню, все-таки на меня возлагали надежды: хороший мальчик, отличник Ельцовской средней школы и вдруг не сдал…

Но ничего. Чтобы не терять времени даром, сразу пошел преподавать. Без препятствий устроился. Работал учителем физкультуры и труда, а одновременно замещал коллег по математике и русскому языку, пока они были в декретном отпуске. Вообще для маленьких школ учитель – специалист широкого профиля – это до сих пор норма. У нас педагогам волей-неволей приходится все знать и все уметь. И в молодости, кстати, такая ответственность не пугает. Я, помню, ничего не боялся! А уж когда получил профессиональное педагогическое образование (через год после неудачи я все-таки поступил), окончательно обрел уверенность.

Сейчас, конечно, не рискнул бы пойти преподавать "не свои" дисциплины, но и необходимости у меня в этом нет. Все-таки теперь работаю в райцентре.

Скажут – и сделаем

– Я на своем веку не одну образовательную реформу повидал: и 84-го года, и "ельцинскую"… Новую реформу, мне кажется, неосновательно продумали. К каким это приведет последствиям? Неизвестно. В России это вечная проблема: начинаем что-то менять, а о результатах не думаем. Как говорится, потом посмотрим. Но ведь через 11 лет, когда воспитаем поколение, будет поздно. Авторы преобразований, услышав общественную реакцию, утверждают, что их неверно поняли, что они не того хотели…

Теперь вот дорабатывают. Как знать, может, мы и получим в итоге нечто реально отвечающее запросам общества. Однако нынешний скоропалительный вариант лично я не принимаю.

Впрочем, сегодня у меня складывается впечатление, что коллеги из сел мало об этом задумываются. Крайне редко учителя официально заявляют о своей позиции. Все больше ждем, что за нас все решат, что голову-то лишний раз морочить? Как в министерстве скажут – так и будем делать. Эта неспособность критически оценить происходящее тоже, на мой взгляд, проблема.

Для меня, как для историка, самое больное в очередной образовательной реформе – новые учебники. Программа предлагает те, по которым научить чему-то серьезному невозможно. Вот в одном из наиболее расхваленных министерством история Великой Отечественной войны представлена в самом усеченном варианте, на Сталинградскую битву там отведено несколько абзацев. Разве ребенок что-то осмыслит?

А менять программу (то есть дополнять другой литературой) нельзя. Теперь ты должен следовать заданному курсу. Не хочется, чтобы было так.

Кто поедет?

– О кадровых проблемах в образовании сегодня говорят не зря, это действительно страшно. У нас в райцентре 78 учителей, а из них моложе 35 лет всего четверо. Самой молодой учительнице 30 лет. Так она у нас девочкой считается…

Человеку хочется хорошо жить сейчас, а не потом, когда появятся стаж и регалии. Это естественно. А на учительские деньги можно разве что выживать. Вот в сентябре обещают прибавить 30 процентов к зарплате (и то не всем), а сколько это в денежном эквиваленте? Получал шесть тысяч, станет получать семь. Вот и все.

Молодежь не хочет ехать в село, и чтобы понять причины этого, надо пожить в отдаленном районе. Я частенько бываю на родине, в Ельцовке. Там все разрушено и заброшено, как после войны: двухэтажные дома с разбитыми окнами, брошенный Дом культуры, ветхий детский сад… Там тоже пенсионеры. Но школа есть, и ребенку все же хочется с молодым учителем общаться. А кто поедет?

Справка

В этом году Титовские премии вручались по трем номинациям:

1) "За пропаганду педагогических знаний": Ольга Жуган, учитель немецкого языка Коротоякской средней школы; Любовь Гукова, учитель русского языка и литературы Кулундинской школы;

2) "За просветительскую работу в области литературы, искусства, истории и культуры, краеведческую деятельность: Сапарбек Маусумбаев, учитель истории и обществознания Байгамутской школы; Павел Гуков, пенсионер, бывший учитель биологии Ключевской средней школы № 2; Светлана Гладышева, учитель технологии Чистоозерской средней школы; Иван Субочев, пенсионер, бывший учитель музыки и пения Парфеновской средней школы; Галина Рогач, учитель географии Панкрушихинской средней школы; Виктор Зырянов, учитель истории и обществознания Шипуновской средней школы им. Луначарского;

3) "За просветительскую деятельность в области семейного воспитания, разработку и реализацию других просветительских проектов в сфере образования": Галина Лаптева, учитель русского языка и литературы Старобелокурихинской средней школы; Юрий Бирюков, учитель биологии и экологии, директор Гришенской средней школы.

http://www.eduhelp.info


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 176 гостей и нет пользователей