Потускнело золото медалистов

Состоялось очередное заседание Эксперт­ного совета по законодательному обеспечению образования при Комитете Совета Федерации по образованию и науке, которое провёл заместитель председателя комитета Сергей Щеблыгин. О новых стандартах для старшей школы парламентариям рассказала представитель Министерства образования и науки Елена Низиенко. Предвидя множество вопросов, она напомнила, что время для внесения корректив ещё есть.

Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества Александр Починок подошёл к новым образовательным стандартам с точки зрения преподавателя. «Я являюсь главой попечительского совета университета, где учатся около 100 тысяч студентов. Качество подготовки тех, кто приходит в вуз, заметно падает. Не являются исключением даже работы золотых медалистов. Это говорит о том, что изменять образовательные стандарты необходимо», – сказал он. Однако тот вариант, что предлагает Минобрнауки, он оценивает скептически: «Большие опасения у меня вызывает предмет «Россия в мире». Что понимают авторы стандарта под «национальными интересами России»? Наша страна – многонациональное государство, и интересы могут быть только многонациональными. Как этот предмет будут преподавать, например, в Дагестане или Чечне?» Однако интерес парламентария так и не был удовлетворён. Также ему не удалось узнать, где можно ознакомиться с программой этого предмета и результатами преподавания в «пилотных» школах. Не устроили Александра Починка и стандарты по экономике. Вместо того чтобы давать детям представление о том, что такое налоги, пенсии, банковская система страны, программа грешит довольно расплывчатыми формулировками.

«Досталось» и такому предмету, как физическая культура, которому в новых стандартах уделяется повышенное внимание. Почти 30 процентов учеников имеют сегодня освобождение от этих уроков по состоянию здоровья, заметил депутат Законодательной думы Томской области Игорь Чернышёв. Ещё в пяти процентах россий­ских школ внедрять новые стандарты физического воспитания будет попросту негде – там нет спортзалов.

Одно из нововведений предлагаемых стандартов – право выбора. Ученики старших классов должны в обязательном порядке изучать 10 предметов. Среди них – математика, русский язык. Однако сложность программ будет различной. Не всем ведь в дальнейшем понадобятся основы математического анализа, кому-то вполне хватит базовых знаний по русскому языку и литературе. Школьники сами станут решать, на каком уровне изучать эти предметы.

Беда в том, что только 15 процентов ребят чётко понимают, куда они хотят поступить после школы, остальные же подают документы сразу в несколько вузов, причём часто различного профиля. Свобода выбора нужна не всем, считает Александр Починок. А вот знания по русскому языку, математике, литературе, истории ещё никому не помешали. Введение специализации в старших классах не должно сужать границы знаний. Конечно, специализация и работа в маленьких группах более эффективна, но такие благие пожелания всегда нужно соотносить с бюджетными возможностями. «Мы не просчитали новые стандарты экономически. Та вариативность, что вы предлагаете, выльется в значительное увеличение финансирования», – отметил парламентарий.

Во что это обойдётся отдельному региону, посчитали в Томской области. По словам Игоря Чернышёва, им потребуется более одного миллиарда рублей для приведения учебных учреждений области в соответствие с новыми стандартами. Для их реализации нужны не только деньги, но и учителя. Сегодня средний возраст педагога – 50 лет. Несмотря на то что вводится новая система оплаты труда, выпускники педагогических вузов по-преж­нему не спешат работать по профессии. Поэтому нужно не только менять стандарты, но и повышать социальный статус учителя.

Нарекания члена Комитета по образованию и науке Валерия Сударенкова вызвал сам текст проекта стандартов. Он полон расплывчатых формулировок, завышенных требований и заведомо недостижимых стандартов. Не одобрил парламентарий и содержание. «Школьная программа обучения насчитывает примерно 11 тысяч аудиторных часов. В стандарте следует прописать, что должны изучить школьники за это время: по предметам, тематике, объёмам», – считает парламентарий. Прежде чем вводить новые стандарты образования повсеместно, он предложил провести эксперимент в городах различной категории, в сельской местности.

Призывал не спешить и директор Института содержания и методов обучения Российской академии образования Михаил Рыжаков. По его словам, академия ещё не одобрила эти новые стандарты, многие из которых не имеют обоснования и экспериментальной проверки.

http://www.pnp.ru/newspaper/20110311/5920.html


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 165 гостей и нет пользователей