Приоритет – качеству образования

Последние два десятилетия экономическая и социальная жизнь нашей страны стремительно менялась, что неизбежно затронуло и высшую школу. Изменилось очень многое. Так, считавшаяся ранее главной для российских абитуриентов задача поступления в высшее учебное заведение сегодня стоит значительно менее остро: в стране появилось много новых вузов, готовящих специалистов для различных сфер деятельности. И для высшей школы России наиболее актуальным вопросом стало повышение качества образовательного процесса.


     Интеграция нашей страны в мировое сообщество требует подготовки квалифицированных специалистов, готовых активно участвовать в инновационном развитии России. По мнению министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко, «…сегодня модернизируемым предприятиям страны реально не хватает высококлассных специалистов». Поэтому сегодняшние учащиеся вузов должны приобретать глубокие знания и практические навыки для решения прикладных задач отечественной экономики.
     Образовательный процесс в высшей школе многогранен и сложен. Он включает многие аспекты подготовки специалистов – учебную и научную работу, воспитательную деятельность.
     И реализовать это могут только опытные педагоги, относящиеся к работе творчески и с полной отдачей. Очень важно, чтобы в процессе обучения преподаватели могли передавать студентам все свои знания и профессиональные навыки и при этом отслеживали современные тенденции развития той или иной области знаний, новых технологий, помогая учащимся осваивать профессию. Этому способствует и проведение активной научной работы, способствующей развитию глубокого самостоятельного мышления.
     Благодаря научной деятельности сегодня аспиранты многих вузов после защиты диссертационных работ становятся преподавателями.
     Кроме того, в вузах, заинтересованных в качественной подготовке студентов, сохраняется добрая традиция привлечения к педагогической работе, наряду с преподавателями институтов, ведущих ученых и лучших специалистов-практиков. Их труд очень важен, поэтому он должен иметь высокую моральную оценку и достойно оплачиваться.
     Не менее важна при организации учебного процесса в вузе и его учебно-лабораторная база – аудитории и помещения, оснащенные современным оборудованием, позволяющим реализовать новейшие технологии обучения.
     Так, распространенное сегодня дистанционное образование делает его доступным для жителей всех регионов страны.
     Весь этот комплекс мер призван изменить и отношение студентов к высшему образованию. А. А. Фурсенко считает, что «…мы должны быть жесткими в требованиях к учебе», и сегодня студенты «…должны понимать, что для них главное дело – учиться».
     Повысить качество работы высшей школы страны в короткие сроки сложно, однако интенсивная работа в этом направлении должна идти в вузах всех организационно-правовых форм. Именно за счет роста уровня профессиональной подготовки студентов можно повысить привлекательность учебных заведений для абитуриентов. Это в свою очередь будет способствовать решению вопросов материального обеспечения образовательного процесса и организации регулярной работы по повышению квалификации педагогов и научных сотрудников вузов.
     Выбор учебного заведения с высоким уровнем подготовки специалистов стал сегодня приоритетом для абитуриентов. Поэтому те вузы, которые раньше прислушаются к требованиям времени и поставят образовательный процесс на качественно новый уровень, бесспорно, окажутся в выигрыше. Нельзя забывать также, что грамотная организация работы требует постоянного самоконтроля и развития. Перемены только начались, и впереди еще много серьезной работы.
     Рубрика «Дело, которому служишь» уже стала традиционной, и в ней регулярно принимают участие руководители высших учебных заведений, накопившие успешный опыт организации учебной работы в современных условиях. Для них высшая школа стала делом, которому они служат.

Автор: Николай ЧЕРНЕГОВ

Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 115 гостей и нет пользователей