РУССКОМУ ЯЗЫКУ МИГРАНТОВ НАУЧИТ САМА ЖИЗНЬ (МНЕНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ)

Парламентарии видят большую проблему в том, что в российских детсадах и школах становится все больше детей, плохо или совсем не говорящих по-русски. Однако политики в целом не поддержали предложение создавать спецшколы для таких детей.

Миграционный совет при правительстве Москвы собирается проверить школы в округах, из которых поступают тревожные сигналы о не говорящих по-русски учениках. Прежде всего это касается школ ЮАО, ВАО и ЮВАО. Нередки ситуации, когда в классе больше половины учеников, которые не говорят или плохо говорят по-русски.

Проверка уже проводилась в детских садах. В ее ходе выяснилось, что нянечками и воспитателями зачастую работают приезжие, не знающие языка.

Regions.Ru проводили несколько опросов, касающихся интеграции мигрантов в наше общество – и, в частности, изучения ими русского языка. 

Во время одного из них протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, сказал: "Я как отец четверых детей, двое из которых еще учатся в школе, естественно, не могу не высказать озабоченности тем, что в наших городах, и, в частности, в столице, появляется все больше детей, которые приходят в школу, не владея русским. Вопрос этот очень острый, поскольку именно в школе закладывается будущее нации и, в частности, языка. В итоге их одноклассники слышат вокруг себя ломаную русскую речь, а учителя вынуждены говорить примитивным языком, чтобы оставаться понятными. Я думаю, что единственный выход здесь - повысить требования к владению русским языком у поступающих в русские школы, а для тех, кто к школьному возрасту русского как следует не знает, нужно создавать специальные школы, где бы они учили русский по другим программам - как учат иностранные языки. Так и дети из таджикских, чеченских, азербайджанских и прочих семей приобщатся к русскому языку, без которого жить им в нашей стране будет сложно, и русскоязычное пока-еще-большинство не будет ущемлено".

Когда эта же тема обсуждалась в эфире радиостанции "Вести ФМ", один из радиослушателей сообщил, что в США курсы английского для иностранцев оплачивает страна, из которой они прибыли и где их родной язык является государственным.

Сегодня, по данным Московского управления Федеральной миграционной службы (ФМС), 95-96% иностранцев находятся в столице на законных основаниях, однако легально работает только один из десяти.

Каковы, на ваш взгляд, возможные последствия того, что в детсадах и школах становится все больше детей, плохо или совсем не говорящих по-русски? Как следует решать эту проблему? Согласны ли вы с предложением о. Максима? С такими вопросами REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Владимир Гусев "Злободневной" считает проблему незнания русского языка детьми мигрантов первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Саратовской области Владимир Гусев.

"Если власти не озаботятся этим вопросом, то вскоре мы получим людей, выросших в России, но абсолютно чуждых традициям и культуре того общества, в котором они жили и получали образование", - заявил сенатор в интервью REGIONS.RU/"Новости Федерации". При этом парламентарий обратил внимание, что от плохого владения русским в первую очередь будут страдать сами эти люди. "В российском обществе они станут изгоями", - подчеркивает Гусев.

Он поддерживает предложение протоиерея Максима Козлова создавать спецшколы для обучения русскому языку детей приезжих. "Будучи в русской среде, они обязаны знать русский язык", - заключил Владимир Гусев.

Олег Пантелеев "Надуманной" считает проблему плохого знания русского языка детьми мигрантов член Комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев.

"Сигналы о не говорящих по-русски учениках, поступившие в миграционный совет при столичном правительстве, вымышленные", - заявил сенатор. Как считает парламентарий, языковой барьер у детей мигрантов может быть и существует, но "такие случаи наверняка единичны". Назвав данную проблему "высосанной из пальца", Пантелеев выразил уверенность, что "раздувают ее не просто так, а чтобы вбить клин между коренным населением России и приезжими". "Это касается и модной в последнее время темы межнациональных отношений", - добавил он. "Может быть и были один-два сигнала из школ, - продолжил политик, - но кто-то, заинтересованный в дестабилизации в обществе, вовремя заплатил, и письма в миграционный совет потекли рекой. Ведь организовать процесс написания и поступления куда надо жалоб очень просто".

Сенатор рассказал, что он объездил все страны постсоветского пространства и нигде не встречал людей, которые не могли бы объясниться по-русски. Кроме того он обратил внимание, что одним из требований к мигрантам является знание русского языка. "Если люди приезжают к нам работать и привозят с собой детей, которые, по их замыслу, должны идти в российские школы, они просто вынуждены знать русский. А если нет достаточного уровня знаний, в том числе и у детей, то вынуждены до него дотягиваться сами и подтягивать своих детей", - отметил парламентарий. Для облегчения путей овладения русским языком Олег Пантелеев считает необходимым открывать специальные языковые курсы "как для взрослых, так и для маленьких мигрантов".

Валерий Сударенков "Достаточно серьезной" считает проблему незнания русского языка детьми мигрантов член Комитета Совета Федерации по образованию и науке, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Калужской области Валерий Сударенков.

"В Москве действительно есть школы, где встречаются дети с крайне низким уровнем знаний русского", - сказал сенатор. Для "более активного интегрирования их в пространство российских средних школ" парламентарий предлагает открывать непосредственно при школах курсы, которые помогали бы детям мигрантов освоить русский язык. "Нельзя ущемлять ребятишек, которые не знают русского. Тем более что они хотят и могут хорошо заниматься. Они умные, быстро схватывают и зачастую учатся даже лучше наших", - отметил Сударенков.

 Политик выступает против предложения протоиерея Максима Козлова создавать специальные школы для обучения детей мигрантов русскому языку. "Мы не должны организовывать из мигрантов колонии. Детишки из таких категорий семей должны вращаться в среде русскоговорящих ребят", - резюмировал Валерий Сударенков.

Валерий Богомолов "Безусловно, большой проблемой" считает незнание русского или плохое владение им у значительной части российских детей член Комитета Госдумы по международным делам, член фракции "Единая Россия" Валерий Богомолов.

"И проблема здесь не столько в плохом произношении или наличии акцента, а в том, что дети порой просто не понимают друг друга и окружающих", - отметил депутат. Как подчеркивает парламентарий, "зачастую и русские дети, тесно общаясь со своими сверстниками, плохо владеющими языком, начинают употреблять неграмотные, искаженные выражения".

Богомолов, в частности, рассказал, как будучи мидовским работником в советские времена далеко не всегда понимал речь главы ведомства Шеварднадзе, который "говорил по-русски с ужасным произношением и коверканием слов". В качестве обратного примера депутат привел нынешнего чеченского лидера Рамзана Кадырова. "Он говорит хоть и с акцентом, но всегда грамотно и понятно", - подчеркнул политик, выразив надежду, что в перспективе в республиках Северного Кавказа "будут все-таки гораздо больше внимания уделять вопросу изучения русского языка".

По словам парламентария, сегодня в России "как в Москве, так и в других крупных городах, необходима интенсивная помощь детям в освоении русского языка". При этом Богомолов считает, что "вовсе необязательно создавать какие-то спецшколы". По его мнению, нужно вести речь о специальных языковых курсах, где дети "под руководством опытных педагогов могли бы осваивать и совершенствовать русский параллельно с общим учебным процессом". Депутат особо отметил, что "очень многое здесь зависит от родителей". "Именно они должны внушать своему ребенку, что без хорошего знания русского как языка межнационального общения, ему не удастся сделать в России достойную карьеру, занять в обществе жизненно важную позицию", - подчеркнул Валерий Богомолов.

Евгений Богомольный Все кто, проживая в России, не знает русского языка, должны изучать его на подготовительных курсах, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции "Единая Россия" Евгений Богомольный.

"Мы не должны забывать, что в нашей стране государственный язык русский и поэтому все кто его не знает должен учиться на подготовительных курсах", - заявил он.

"И только после сдачи экзаменов можно идти в детские сады, школы, институты и прочее", - подчеркнул депутат, попутно отметив, что, например, в Чехии такие курсы являются платными.

Парламентарий уверен, что это требование должно касаться не только приезжих. "А для учителей, нянь и воспитателей знание русского языка просто необходимо", - заключил Евгений Богомольный.

Олег Шеин Неоднозначно относится к вопросу, связанному с уровнем владения русским языком среди российских детей, заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" Олег Шеин.

"Совершенно очевидно, что проблема тут не в родителях, которые в большинстве своем стремятся дать детям нормальное образование, в том числе и хорошее знание русского языка", - заявил депутат. По словам Шеина, представители любой из российских национальностей "понимают, что в нашей стране хорошее владение русским – это путь в будущее".

Как полагает парламентарий, проблема русского языка в значительной мере обусловлена "развалом благодаря действиям Фурсенко системы образования в РФ". Он, в частности, обратил внимание, что согласно предлагаемым министром образовательным стандартам "русский язык в старших классах вообще предлагается сделать необязательным предметом". Шеин также отмечает, что "ни о каком нормальном преподавании русского нельзя вести речь, если в отдельных регионах зарплата учителей зависит от состояния местного бюджета". В связи с этим депутат считает необходимым установить систему "федерального финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе и в части единых выплат учителям". "Нужно отказаться и от идеи сокращения малокомплектных школ", - считает политик.

По словам депутата, предложения, высказанные протоиереем Максимом Козловым, "сами по себе хорошие, но они невольно уводят в сторону от решения главных проблем". "Без решительного изменения ситуации в российском образовании отдельные меры ничего не изменят", - убежден Олег Шеин.

Валерий Селезнев При зачислении в школы надо проводить тестирование и не допускать к обучению детей, не знающих русского языка, считает член Комитета Госдумы по международным делам, член фракции ЛДПР Валерий Селезнев.

"При зачислении в школы надо проводить тестирование и не допускать к обучению детей, не знающих русского языка – такой ребенок будет либо плохо усваивать материал, либо усваивать его в минимальном объеме", - заявил он.

По его словам, детей, не знающих при поступлении в школу русского языка, надо посылать на специальные курсы и держать там, пока они не овладеют им в степени, достаточной для усвоения школьной программы. Депутат считает, что один год оплаты такого обучения государство может взять на себя. "Зато потом эти затраты окупятся сполна - будем меньше тратить денег на борьбу с преступностью, потому что получим полноценных новых граждан общества, сознание которых сформировалось на основе русской культуры", - пояснил В.Селезнев. Однако в случае с гражданами других государств обучение русскому языку не должно финансироваться из российского бюджета, уверен парламентарий.

Однако начинать контроль за степенью владения русским языком следует, по мнению депутата, уже с детских садов. "Необходимо запретить в дошкольных учреждениях работу персонала, плохо владеющего русским языком, непосредственно общающегося с детьми", - считает он. "Эта элементарная превентивная мера позволит резко сократить поток детей, поступающих в школу, не зная русского языка", - отметил парламентарий.

"Важно учитывать: именно через язык приходит осознание духовных, культурных, ценностей народа, понимание русской души. Если дети не воспринимают этих ценностей, отторгают их, то подрастая, они винят в своих неудачах не себя, а окружающее общество. И эта злоба выливается в преступные действия против русского общества", - заключил Валерий Селезнев.


http://www.regions.ru/news/2345473/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 264 гостя и нет пользователей