Тина Канделаки присмотрит за стандартом

15 сентября в Министерстве образования состоялось первое заседание рабочей группы по доработке ФГОС для старшей школы под председательством замминистра Максима Дулинова.  Речь на заседании шла о формировании условий реализации основной образовательной программы.  Задача комиссии – рассмотреть оба стандарта (Кондакова и Рыжакова) и выделить из обоих документов ценные и рациональные элементы, объединить их в один эффективный документ.

"В механизмах финансирования заложено некоторое противоречие, - заявила на заседании Тина Канделаки.  Образовательный процесс финансируется на региональном уровне, а содержание школ - на муниципальном. Когда доходит до конкретной школы, возникают противоречия. Например, душ в спортзале – это часть образовательного процесса или вопрос обеспечения?"

- Централизация или децентрализация в образовании – это тема, которую мы начали обсуждать.  Есть французская модель, когда образование жестко централизовано и регламентировано. Есть англосаксонская модель.  Пример – США, где в каждом штате – свой образовательный стандарт.  Мы должны выбрать свой путь.

Нужно определиться - стандарт – это минимальные требования или идеальные условия.  Ранее мы никогда не гарантировали в школе хорошее образование. Мы гарантировали минимум образования.  Можно зафиксировать ситуацию на этом.  Но тогда это не стандарт развития.  И наоборот, если планка окажется слишком высокой – никто не будет стремится ее достигнуть.

Люди в России перестали жить одинаково, а мы хотим, чтобы образование было одинаковым для всех. В экономике разная зарплата в разных регионах, это же никого не удивляет. В этом основная дихотомия.  Кто то может себе позволить  платить дополнительно 2000 рублей в месяц за второй иностранный язык, а для кого-то это прожиточный минимум.  Настало время честно говорить об этом

Многие требования в обоих вариантах стандарта слишком завышены и создают ощущение, что от теории к практике переходить будем очень долго.  Если оставить все как есть, завтра родители будут иметь право подавать в суд, если стандарт не выполняется.  И что – закрывать сотни школ по всей стране?  Стандарт необхадимо вводить постепенно. А то получится как с САНпинами – ввели с 1 первого сентября единые требования.  Вот только во многих ли школах все группы продленного дня оборудованы спальными местами, а все урны – педального типа?   

В советских методологических циркулярах было четко прописано, что физкультура и искусство являются второстепенными предметами.  Сегодня, судя по количеству часов, физкультура - один из главных предметов. Но нам нужно четко и честно сформулировать, какие предметы для России 21 века являются приоритетными, а какие второстепенными.  Потому что сегодня все сходятся в одном: система образования должна не просто давать знания, а формировать навыки.

По итогам заседания рабочая группа определилась, что "стандарт должен быть реализуем, но ни в коем случае не заниженным", "реализация стандарта требует новых компетенций от учителей.  Стандарт будет выполним только если квалификация учителей позволит им их выполнять", "стандарт должен более четко прописать и стимулировать новые формы обучения".

http://pedsovet.org/content/view/13584/265/


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 64 гостя и нет пользователей