Математические посиделки «Из истории чисел»

Класс украшен в виде русской избы. На столах стоят самовары, чашки для чая, пироги, конфеты. На стенах пословицы и поговорки, написанные на плакатах. Хозяин и хозяйка ждут гостей, которые должны прийти на посиделки.

Ведущий:

Еще по полю, полю
Красны девицы и молодцы идут.
Да красны девицы и молодцы идут
Да разговаривают, переговаривают.

Гости входят в избу, разговаривают.

 

I-й гость:Уж чей это дом,
Уж чей это терем?

II-й гость: Ты позволь сударь-хозяин
Ко двору прийти,
Ко двору прийти,
Да в светлу горенку зайти.

III-й гость: В светлу горенку зайти
Да всем по лавкам сесть,
Да виноградье спеть.

Хозяйка: Добрый день, гости званные и желанные
Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте.

После этих слов хозяйки гости рассаживаются за столы. Хозяин и хозяйка не садятся, они приветствуют гостей.

Хозяин: Веселья вам, да радости
Давно мы вас ждем, поджидаем
Праздник без вас не начинаем.

Хозяйка: А припасли мы для вас забавушек
На всякий вкус: кому сказку,
Кому правду, кому песенку.

Хозяин: А сказки и загадки – необыкновенные,
Математические.
Послушайте, какую загадку я загадаю:

Шел Кондрат в Ленинград
А навстречу ему 12 ребят
У каждого по 3 лукошка,
В каждом лукошке – кошка, 
У каждого котенка в зубах по 3 мышонка.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят ребята несут в Ленинград?»

Гости обсуждают загадку, подсчитывая, сколько же всего мышей и котят ребята несут в Ленинград? Один из гостей догадывается, что ребята идут навстречу Кондрату.

Он говорит: «Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
Мышами и кошками
Шли навстречу ему в Кострому».

Хозяйка: «Хорошая у тебя хозяин загадка, на смекалку.
А я предложу дорогим гостям такую задачу,
Подобные которым решали еще в Древнем Египте, слушайте:

(Хозяин и хозяйка садятся за стол) «Летела стая гусей, а навстречу им еще гусь. Гусь говорит: «Здравствуйте, 100 гусей.»

А ему отвечают: «Нас не 100, а меньше. Если бы нас было столько, да еще столько, да еще полстолько, да еще четверть столько, да ты гусь, вот тогда нас было бы сто гусей». Сколько гусей было в стае?»

Гости обсуждают решение задачи, один из них говорит, что такие задачи решаются просто. Можно выйти к доске и написать уравнение: х + х + 0,5х + +1/4х + 1 = 100 (ответ: х = 36).

Гость : А знаете ли вы, что в те далекие времена в Древнем Египте не знали о том, что неизвестные числа можно обозначить буквами, составлять уравнения и решать их. Да и с дробями у них были большие сложности. Метод, которым пользовались египтяне, называли «методом кучи», по-египетски – «аха». Решая подобную задачу, египетский писец Ахмес сказал бы : Считай с четырех». Это означало: считай, что в стае 4 гуся, да 4, да 2, да 1, т.е. 4+4+2+1=11, а нужно получить 100 – 1 = 99, тогда 99 : 11 = 9, после чего число 4 умножили на 9 и получили 36 гусей. Т.к. вначале делалось неверное предположение, что число гусей равнялось четырем, то этот способ в наше время называют «Правилом ложного положения». Но и при таком способе решения египтяне получали верный ответ.

Хозяин: «Очень много времени прошло с тех пор, когда были такие интересные правила их решения. А знаете ли вы, что еще более долгий путь прошли числа, прежде чем дошли до наших дней. Минуло тому много тысячелетий прежде, чем одни и те же числительные стали применять к предметам любого типа. Сначала получили названия только числа 1 и 2. «Один» происходит от латинского слова «солюс». Русское слово «солнце» похоже на слово «солюс» (один). Когда римляне (они в древности говорили на латыни) придумали имя числу один, они исходили из того, что Солнце на небе одно.
Название «два» связано с предметами, встречающимися повторно (крылья, руки, уши).»

Другой гость: «После чисел «один» и «два» люди долгое время не могли придумать название следующему числу и все, что шло после двух, называлось «много». Лишь гораздо позднее дали особое имя числительному, которое мы называем «три». Когда-то числом «три» обозначали весь окружающий мир человека – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число «три» стало священным у многих народов. Заслугу названиям чисел многие народы приписывали легендарным героям. Греки считали, что числа дал им Прометей, похитивший огонь с небес и давший его людям. Приписывая заслугу в обозначении чисел героям или императорам люди ошибались. Названия чисел были придуманы задолго до того, когда на земле появился император. Отдельные племена стали применять некоторые названия более 25000 лет назад.»

Гость: «А я хочу рассказать о числе 7. Это число считалось особым очень давно. Внимание земледельцев, скотоводов издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. На древнейших изделиях изображали семь звезд этого созвездия. Из наблюдений за Луной люди пришли к понятию «лунного месяца», состоящего из четырех семерок дней. Особенно чтили число «семь» на Древнем Востоке. У шумеров, а позднее сменивших их вавилонцев, потом ассирийцев в храмах было «семь» ступеней, освещались храмы семисвечниками, знали они «семь» металлов. Из Древнего Востока почитание семерки перешло к грекам, которые насчитывали семь чудес света. Сейчас мы пользуемся семидневной неделей, названия ее дней у многих современных народов идут от шумеров.»

Гость: «Наши предки тоже почитали числа, поэтому во многих русских загадках, пословицах, поговорках встречаются числа. Послушайте и отгадайте загадки.

1.Стоит дуб, на дубу 12 гнезд, 
В каждом гнезде по 4 синицы, 
У каждой синицы по 14 яиц,
Семь беленьких, да семь черненьких.»
Гости совещаются и дают отгадку:
Год, месяцы, недели, дни, ночи.

2.«Выходило 12 молодцев,
Выносило 52 сокола,
Выпускали на 365 лебедей».
(Месяцы, недели, дни одного года)

3.Что две недели зеленится,
Что две недели колосится,
Что две недели отцветает,
Что две недели наливает,
Что две недели подсыхает?
Отгадка: (Рожь)

Хозяин: « А я люблю пословицы
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Давайте вспомним пословицы.» 
Гости по очереди говорят пословицы.

I Одна правда на свете живет.
II Горе на двоих – полгоря,
Радость на двоих – две радости.
III Не узнавай друга в три дня,
Узнавай в три года.
IV Без четырех углов не рубится
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
V Семь раз примерь, один раз отрежь.
VI Весна да осень – на дню погод восемь.

Хозяйка: «Хороши у вас загадки да пословицы, но что-то вдруг затихли все, и слово уже не молвится.
Надо нам повеселиться
Не грустить, да не сидеть.
Хоровод бы поводить нам
Да частушки бы попеть,
А частушки не просты
Цифрам все посвящены.»

Выходят гости и водят хоровод вместе с хозяевами, потом часть гостей садится за столы, несколько гостей остаются, чтобы спеть частушки (а можно не садиться за столы, а образовать круг из гостей, а поющим частушки выходить на середину круга).

Частушки:

I. Вот один иль единица
Очень тонкая, как спица,
Она похожа на крючок
На обломанный сучок.

II. А вот это цифра «два»,
Есть и хвост и голова. 
Хоть ее не любят дети,
Но ей больше всех столетий.

III. У него глаза цветные.
Не глаза, а три огня,
Он по очереди ими 
Сверху смотрит на меня.

IV. Цифра новая «четыре».
Стол стоит у нас в квартире,
Столько ножек у него – 
У стола у моего.

V. А вот это цифра «пять».
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.

VI. Вот лентяйка единица:
Не хочу с тобой водиться.
Не люблю и цифру два.
Цифру три терплю едва.
Ай да умница четыре!
Но уж всех прекрасней в мире
Всех прекрасней цифра пять.
Вот всегда бы пять опять! 

Заканчивается представления-посиделки.

Хозяйка: « Все вы стали нам очень дороги
Двери нашего дома всегда для вас открыты.
Коли будет мимо дорога,
Не обходите нашего порога.
Счастья вам да радости, гости дорогие!»


Используемая литература:
1.Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок «Живая вода»
2.Н.Я. Виленкин «За страницами учебника математики»
3.И. Депман « Мир чисел».

Подготовила: Иванова Н.Б.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 42 гостя и нет пользователей