План проведения урока, тема: Рентгеновские лучи. Урок физики в 11 классе

Урок физики в 11 классе
учитель МКУО "СОШ с. Счастливое"
Прикубанского муниципального района
Коркмазова Индира Манафовна


Тема: Рентгеновские лучи.

Цель: Актуализировать знания учащихся об излучениях; познакомить учащихся с историей открытия рентгеновского излучения, использования рентгеновского излучения в медицине и промышленности; привить интерес к предмету, углубить и расширить знания учащихся; формировать навыки нахождения нужной информации из разнообразных источников, в том числе и в Интернете; стимулировать поисковую деятельность учащихся.

 План проведения урока

1. Оргмомент.

2. Объявление темы и цели урока.

Ребята, продолжаем изучение темы «Излучения». Сегодня мы на уроке познакомимся с рентгеновскими лучами, подробнее рассмотрим их практическое применение.

(слайд 1)

 3. Повторение.

Но для того чтобы перейти к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить и повторить ранее изученное. (слайд 2)

Итак, вопросы всему классу:

1. Что такое тепловое излучение?

2. Электролюминесценция?

3. Катодолюминесценция?

4. Хемилюминесценция?

5. Фотолюминесценция?

(слайд 3) индивидуально.

4. Микроитог.

5. Изучение нового материала.

1.История открытия рентгеновских лучей.

В конце 19 века почти во всех лабораториях развитых стран на тот момент проводились опыты по исследованию потоков электронов в откачанных трубках, имевших различную форму.(слайд 4).В стеклянный сосуд впаивались два электрода, к ним подводилось высокое напряжение. Еще в 1859 году был замечен голубоватый пучок исходящий из катода, доходящий до анода. Эти лучи называли «лучистой материей». Изучая возникновение этих пучков, проводили опыты с разными формами трубок и меняя места электродов. С такими же трубками и экспериментировал Вюрцбургский профессор Вильгельм Конрад Рентген в конце 1895 года. Однажды по окончании опыта, закрыв трубку чехлом из черного картона, выключив свет, но, не выключив индуктор, питающий трубку, он заметил свечение экрана из синеродистого бария, находящегося вблизи трубки. Рентген не оставил без внимания это случайное наблюдение: он был достаточно зрелым и опытным исследователем, чтобы сразу понять значение своего открытия. И последовало более пяти недель напряженного труда, в течение которых он велел приносить ему пищу в лабораторию и даже перенес туда свою кровать. По истечению двух месяцев со дня случайного открытия Рентген знал уже все основные свойства открытых им лучей. А 22 декабря 1895 года можно считать началом флюорографии: снимок левой руки госпожи Рентген, полученный в этот день, вошел впоследствии во все книги по рентгеновским лучам. 28 декабря Рентген доложил о результатах своих исследований Физическому обществу и написал письмо во Французскую академию наук.

2. Биография В.К.Рентгена(слайд 5).

. В 1896 году, в России, впервые было употреблено название «рентгеновские лучи» . В других странах используется предпочитаемое Рентгеном название — X-лучи, хотя словосочетания, аналогичные русскому, также употребляются. В России лучи стали называть «рентгеновскими» по инициативе ученика В. К. Рентгена – Абрама Федоровича Иоффе..(слайд 6)

3. Применение рентгена. ( слайд 7)

1.При помощи рентгеновских лучей можно «просветить» человеческое тело, в результате чего можно получить изображение костей. Кроме обычных приборов, которые дают двумерную проекцию исследуемого объекта, существуют компьютерные томографы, которые позволяют получать объёмное изображение внутренних органов.

2.Выявление дефектов в изделиях (рельсах, сварочных швах и т. д.) с помощью рентгеновского излучения называется рентгеновской дефектоскопией.

3.В химии рентгеновские лучи используются для выяснения структуры веществ на атомном уровне при помощи дифракционного рассеяния рентгеновского излучения (рентгеноструктурный анализ). Известным примером является определение структуры ДНК.

4.При помощи рентгеновских лучей может быть определён химический состав вещества. В электронно-лучевом микрозонде анализируемое вещество облучается электронами, при этом атомы ионизируются и излучают характеристическое рентгеновское излучение. Вместо электронов может использоваться рентгеновское излучение. Этот аналитический метод называется рентгенофлуорисцентным образованием.

5.В аэропортах активно применяются рентгенотелевизионные интроскопы, позволяющие просматривать содержимое ручной клади и багажа в целях визуального обнаружения на экране монитора предметов, представляющих опасность.

6.Рентгенотерапия— раздел лучевой терапии охватывающий теорию и практику лечебного применения рентгеновских лучей. Рентгенотерапию проводят преимущественно при поверхностно расположенных опухолях и при некоторых других заболеваниях, в том числе заболеваниях кожи.

6. Закрепление.

Конспект в рабочих тетрадях.

7.Итог урока.

8.Домашнее задание.


Войти на сайт

Кто на сайте

Сейчас на сайте 333 гостя и нет пользователей